Бодрова, О. А. В поисках отражения: саамы Кольского Севера в русской этнографической литературе второй половины XIX - начала XX вв. : [монография] / О. А. Бодрова ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2014. – 168 с.

М.П. Харузин называет сейдов самостоятельными божествами, противопоставленными идолам (хотя в ряде этнографических сочинений сейдов обозначают именно этим понягаем): « Сейтов к идолампричислять нельзя, так как сейты не были изображениями того или иного божества, а самими божествами» [Харузин 1890: 165]. Исследователь называет их «ничем иным, как простыми камнями» [Гам же: 182] и, ссылаясь на труды древних скандинавских исследователей и записи о. Константина ГЦекоддина, связывает их происхождение с домашними, родовыми духами саамов [Гам же: 186]. По мнению ученого, «дух предка был перенесен на одиноко стоящий камень, под которым он был похоронен» [Гам же: 188]. Возможно, под влиянием текста Н.Н. Харузина С.Н. Дурылин, говоря о связи сейдов с местами захоронений, пишет следующее: «Почитаяпокойников, умершихродичей, веря, что ониживут, какстихийные духи, лопарь почитал и священный камень, в который покойник превратится - сейд или сото. Камни быпирассеяны всюду, так каку лопарей не было определенных кладбищ или курганов для погребения » [Дурылин 1913: 62]. Писатель объясняет значение слова «сейд» как «священный камень», а также «покойник», «умерший»24 [Гам же]. Напротив, В.Ю. Визе считает, что под ссйдами саамы понимали не только каменные фигуры, но любой предмет, который, по их мнению, обладал чудодейственной, волшебной силой [Визе 1912 (а): 398]. Автор опровергает происхождение сейдов из могильных памятников, выдвигая в качестве доказательства то, что более древние писатели (в частости, Шеффер) упоминают о сейдах, которые стояли гта высоких, недоступных местах, где не могло быть захоронений [Визе 1912 (б): 458]. По словам В.Ю. Визе, сами саамы часто объясняют происхождение сейда тем, что в данном месте окаменел нойда [Гам же: 458]. Эту теорию исследователь связывает с анимистическими воззрениями саамов на природу, объясняющими представления о той, что «в своем окаменелом состоянии нойды, по понятиям лопарей, не совсем умерли, но и до сих пор в состоянии приносить людям пользу или вред смотря по тому, огносягся ли к ним с уважением или же не чтут их, пренебрегают ими» [Там же: 459]. Сходную картину представлений о сейдах рисует AJI. Ягценко, собиравший фольклор среди кольских саамов: «Сейта лопарь представляет как существо невидимое, но имеющее чудное свойство превращаться в живое существо, например, птицу, рыбу, зверя и пр. Он живет, по их мнению, жизнью лопаря: водит оленей, держит собак, строит вежи, карбаса-керелси ипр.<..>по мнениюлопарей сейтвступает в брак родится иумирает» [Ягценко 1892: 23]. С.Н. Дурылин также пишет, что «если Сейда не кормить, он умрет, он потеряет власть приносить людям добро или зло, и не будет в состоянии помогать своим сородичам и причинять вредих врагам» [Дурылин 1913:62]. Если Н.Н. Харузин по причине ограничения ареала полевых исследований и времени пребывания на Кольском полуострове, а также скрытности информантов не смог найти в русской Лапландии фактов существования сейдов (хотя и не отрицал сохранения этого культа среди современных ему саамов) [Харузин 1890: 192], то В.Ю. Визе посчастливилось собрать некоторый фольклорный материал по этой теме и найти свидетельства того, что саамы продолжают приносить жертвоприношения сейдам, но в иной, бескровной, форме [Визе 1912 (б): 454] - например, 24 В саамско-русских словарях лексема «сейд» не зафиксирована [Керг 1986; Саамско-русский словарь 1985], но О.Н Иваншцева, В.Б. Бакула отмечают, что информанты и исследователи связывают это слово с понятиями «божественный», «священный» [Иваншцева, Бакула 2013: 51]; сами авторы возводят существительное «сейд» к лексеме общеуральского происхождения «sej» (глаз), актуализируя связь саамского культа с ясновидением, духовным зрением. HR Волков считал, что, возможно, этимологически слово «сейд» восходит к саамскому названию погоста «сийту»и, каки писалНН. Харузин, являетсяродовымфетишем [Волков 1996:73]. 126

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz