Бодрова, О. А. В поисках отражения: саамы Кольского Севера в русской этнографической литературе второй половины XIX - начала XX вв. : [монография] / О. А. Бодрова ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2014. – 168 с.

[Немирович-Данченко 1903 (б): 106]. Как видно из этих поговорок, на восприятие обычая гостеприимства у саамов сильное влияние оказала христианская традиция, тем не менее суть данного явления издревле заключалась в символическом заключении мирного договора с представителем «чужой» группы. Отсюда происходит обьгчай крестования, описанный многими этнографами [Максимов 1890, Ефименко 1878, Немирович-Данченко 1903 (б), Харузин 1890]. Ршуал крестования состоял в обмене крестами (а затем подарками), что знаменовало заключение «братского» союза между его участниками, включение крестового побратима в родовой союз на основе заключения духовного родства. А.Я. Ефименко отмечает, что «лопари любят этот обычай крестованья и заключают такой союз не только между собою, но и с Русскими» [Ефименко 1878: 20]. Отчасти крестование объясняет расположение саамов к русским колонистам и относительное согласие между представителями этих народов, приносящее саамам определенную выгоду в виде мирного сосуществования с более сильными соседями. В результате побратимства с русскими последние включались в систему родовых отношений саамов, что ставило под запрет нарушение границ их собственности и объясняло «честность» саамов по отношению к русскому населению. Данный вид отношений не распространялся на фильманов, коми-ижемцев, которые, во-первых, составляли конкуренцию саамскому населению, во-вторых, не имели такой системы социальной организации, как общество (мир), с которым могли бы считаться саамы, в-третьих, насколько известно, никогда не были связаны духовным родством с представителями Кольской саамской группы. Р е л и г и я Для авторш этнографических сочинений религиозное состояние кольских саамов является одаим из важнейших показателей уровня их культурного развитая. Исследователи акцентируют внимание на языческих пережитках в саамской среде, религиозной незрелости и недостаточном понимании христианских идей. Несмотря на то чго кольские саамы были обращены в православие еще в XVI в., а в начале ХЖ в. отмечалось их «усердие к вере» [Озерецкшский 1804: 63], среди российских этнографов второй полшины XIX - начала XX вв. продолжает бытовать мнение, что в религиозном отношении саамы «лишь явлюгся формальными сынами православной церкви» [Харузин 1890: 235], исполнение обязанностей христианина у них «чисто внешнее» [Ященко 1892: 23], и они все еще остаются «полудикарями», находящимися в переходе от язычества к христианству: «Здесь-rno, среди природы, скованнойхолодом в продолжение девяти месяцев, бродят лопари, или лапландцы, оленеводы и рыболовы, полухристиане иполуязычтт» [Сергеев 1866:8]. Авторы большинства источников полагают, чго обращение саамов в христианство немало способствовало их «эволюции», в том числе в хозяйственном отношении. Некоторые этнографы связывают перемены в религиозном состоянии саамов с изменением их основного промысла и видят в переходе от охоты и разведения оленей к рыболовству качественный скачок в экономическом развитии, объясняя его, в том числе, влиянием христианской церкви: « Русская церковь, с своей стороны, весьма много способствует к тому, что Лопари предались, преимущественно, этим промыслам, потому что они, как православные, почти полгода удерживаются от пищи, которую получали бы от своих стад, и, таким образом, по религиозной необходимости, Лопари обратились к рыболовству» 122

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz