Бодрова, О. А. В поисках отражения: саамы Кольского Севера в русской этнографической литературе второй половины XIX - начала XX вв. : [монография] / О. А. Бодрова ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2014. – 168 с.

семейства на сходе мог заменять старший сын. Под влиянием русских обычаев собрание саамского схода могло выбрать старосту [Волков 1996: 51]. Любой член мира имел право собрать сход, если у него возникала такая необходимость. Интересно, что пропуском на собрание схода служил только один фактор - наличие «недрижимоста» в данном п е т л е : вежи или тупы [Ефименко 1878: 56]. К собранию не допускались женщины, даже в случае смеряй или отсутствия домохозяина. В.И. Немирович-Данченко писал, что «лапландцы чрезвычайно любят свой парламент» [Немирович-Данченко 1913: 82]. Осознание важности мирского схода для жизни саамов проявлялась как в особенностях их поведения на собрании и подготовке к нему («соберутся все в чистых платьях, начнут тихо») [Гам же], так и в социально значимых неводах к собранию схода: «Суймы собираются при всех удобных случаях: нужно ли идти на охоту, отправляться ли на весенний промысел, татипъ подать, посыпатьходоков в Колу, зарежутли валкиоленей, похититлилисигр оленину из амбара, приедетли священник, собираетсяли куда-нибудьрайда - суйма непременно сделает свое дело. На еерешения нетапелляции, ониисполняютсясвятоиненарушимо » [Гам же: 82-83]. Суйма выполняла не только функции исполнительной власти при избрании людей на общественные должности, распределении податей и повинностей, контролировании доходов с общих угодий и прочих делах, но и разбирала тяжбы и преступления среди саамов, которые редко обращались в официальный волостной суд, во-первых, из-за его территориальной удаленности, а во-вторых, из-за недоверия к русским чиновникам [Львов 1903: 65]. Конечно, на сходе общества разбирались по большей части только незначительные дела: жалобы на убийство домашних оленей, на кражи, ссоры и драки [Гам же: 66]. Случаи серьезных преступлений (например, убийства), которые, правда, были чрезвычайно редки в среде саамов, подпадали под юрисдикцию волостного суда. Этнографы отмечают, что между саамами одного общества ссоры происходили крайне редко. В случае разногласий проблема решалась на суйме, и ссорящихся в большинстве случаев заставляли мириться [Немирович-Данченко 1913: 82]. Если обида или ущерб были нанесены членом другого мира, то виновного судил свой собственный мир, которому' предъявлялась претензия от общества потерпевшего [Ефименко 1878: 58]. Кроме суда схода у кольских саамов российские исследователи описывали гак называемый третейский суд, когда из-за невозможности созвать суйму дела решались стариком, пользующимся уважением в обществе. Как правило, такой судья старался примирить обе стороны, по итогам разбирательства назначался штраф в виде покупки спиршого, которое распивали все трое: потерпевший, виновный и судья. Другого вознаграждения судья за свой труд не получал [Львов 1903: 55]. Конечно, водка в качестве штрафа и способа примирения сторон представляется известным утрированием, обусловленным распространенным среди российских исследователей стереотипом о повальном пьянстве саамов, к слову, опровергаемым некоторыми авторами [Немирович-Данченко 1903 (б): 161]. Однако А.Я. Ефименко подтверждает, что распитие водки могло сопровождать мировую, которой обычно заканчивались все ссоры и драки [Ефименко 1878: 58]. За кражу взыскивалось вдвое против стоимости украденного имущества [там же]. За убийство чужого оленя полагалось отдать свое лучшее животное, а по некоторым сведениям - уплатить стоимость оленя и вернуть его шкуру [Львов 1903: 55]. Возвращаясь к противоречиям в описании социальных качеств и общественного устройства кольских саамов, можно повторить вывод об истоках расхождения сведений у разных авторов. Основной причиной противоречий, как уже было сказано, является отсутствие целостной картины социальной организации, которая должна включать анализ пережитков родовых отношений в саамской среде. Все положительные 120

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz