Бодрова, О. А. В поисках отражения: саамы Кольского Севера в русской этнографической литературе второй половины XIX - начала XX вв. : [монография] / О. А. Бодрова ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2014. – 168 с.

саамскими женщинами и иностранцами [Харузин 1890: 242-243], что среди прочего служит способом избежать близкородственных связей и обеспечить прилив новых генов в довольно замкнутую саамскую общину. Возможно, с разрушением родовых отношений у саамов и с утратой необходимости экзогамных ограничений связаны возрастающие требования к целомудренному неведению (во всяком случае до брака), предъявляемые незамужним женщинам, судя по некоторым источникам [Ефименко 1878, Немирович 1903 (б)]. Однако, несмотря на свидетельства отдельных этнографов об экзогамии у саамов, исследования М.С. Куропятник показали, чго саамский погост XIX - начала XX вв. уже не являлся экзогамной единицей [Куропяпгик 2003]. Удельный вес эндогамных браков в брачных ареалах саамов, представляющих собой совокупность погостов, составлял 75-85 % [Гам же]. Исследовательницей было выделено 4 группы погостов, отмеченных брачными связями: Герская группа (Терский, Иокангский Лумбовский Сосновский, Каменский. Куроптевский. Тулванский погосты), Кильдинско-Ловозерская (Кильдинский, Масельгский, Воронинский, Ловозерский, Семиостровский и Лявозерский погосты), Печенгско-Сонгельская (Печенгский, Пазрецкий, Сонгельский, Нявдемский, Мотовский погосты), Бабинско-Нотозерская (Бабинский, Экостровский, Нотозерский погосты) [Там же]. Много признаков бывшего родового союза Н.Н. Харузин находит в особенностях пользования земельными ресурсами у саамов [Харузин 1890: 243]. Территория каждого погоста состояла из угодий, в которые входили: оленьи пастбища, речные и озерные тони, охотничьи места, участки морской береговой линии. Границами между владениями разных погостов служили естественные природные маркеры: горы, реки, камни и т.п. [Львов 1903: 63]. Вся земля, принадлежащая погосту, была поделена между родами, за исключением гор, являвшихся коллективной собственностью [Харузин 1890: 244]. В свою очередь каждый родовой участок делился между семьями этого рода с учетом величины семей: чем больше была семья, тем более крупный участок ей доставался. Все угодья передавались в наследственное пользование [Ефименко 1878: 43]. Однако по мере увеличения какой-либо семьи ей мог достаться дополнительный земельный участок или тоня [Львов 1903: 64]. Правила пользования водными тонями у саамов устанавливались не только по родовому принципу, но и жребием на сходе (суйме) [Харузин 1890: 246]. Если озерные и речные тони находашсь в родовом владении и могли быль сданы в аренду или даже проданы без согласия общества [Ефименко 1878: 44], то морские тони и устья рек переходили ст одной семьи к другой [Львов 1903: 64]. Жребием решалось, какая из семей получит на год право пользоваться этими тонями, затем оно переходило к другой семье [Харузин 1890: 246]. Семужьи тони могли составлять общую собственность саамского погоста. Доходы с этих тонь, как с самых выгодных статей, предназначались на уплату податей и мирских сборов [Ефименко 1878:44]. Каждый погост имел самостоятельное управление и входил в особое общество, которое саамы называли миром. Значение мира для общественной жизни саамов нашло отражение в саамсксй пословице: «Община - мир, не один-бо человек, - слово его крепко » [Ефименко 1878: 55]. Все дела погоста - частные: семейные, судебные, тяжебные, креме уголовных, а также общественные: управление доходами и расходами общества - решались на мирском сходе (суйме), которому подчинялись все члены общины. Мирской совет образовывали старики и зажиточные жители погоста, так как, по объяснению АЛ. Ефименщ в глазах саамов преимущество людям дается летами и богатством [Гам же: 55]. Уважением пользовались и те, кто помогал миру в общих нуждах. Главу 119

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz