Бодрова, О. А. В поисках отражения: саамы Кольского Севера в русской этнографической литературе второй половины XIX - начала XX вв. : [монография] / О. А. Бодрова ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2014. – 168 с.
фильманов19, оправдывая себя поверьем, что «нет греха убить до десяти оленей фильманских или шведских» [Ефименко 1878: 50]. Подобное преступление, по мнению исследовательницы, очень сильно развращает саамов из-за тощ что фильманы не склонны к преследованию обидчиков, так как, во-первых, проживают изолированно ог своих одноплеменников, что затрудняет выяснение отношений с ворами, а во-вторых, дня крупных стад фильманских оленей воровство нескольких голов скота не составляет значительного ущерба [Там же: 51]. Все упомянутые противоречия в описании социальных качеств саамов и их взаимоотношений с соседями, встречающиеся в этнографических источниках XIX - начала XX вв., обусловлены тем, что большинство авторов этих трудов обходят вниманием особенности родового устройства у аборигенов Кольского полуострова, без объяснения которых невозможно обрисовать полную картину системы общественных отношений у кольских саамов. Существует объективная причина, по которой российские этнографы так мало пишут о родовых отношениях внутри группы кольских саамов. По словам Н.Н. Харузина нет прямых свидетельств того, что они некогда жили родами, регулирующими их взаимоотношения [Харузин 1890: 237]. Даже в «Записках о Московии» С. фон Гербернггейна (XVI в.) [Herberstain 1975] не встречается информации о родовом устройстве саамского общества. Причины исчезновения родового строя у саамов Н.Н. Харузин видит в распространении христианства и, особенно, в насаждении государственных законов, разрушивших систему траципиогшых общественных отношений [Харузин 1890: 238]. Саамским языком была утрачена даже сама лексическая единица, обозначающая понятие «род» [Харузин 1890: 246]. В XIX в. саамы использовали заимствованное из русского языка слово «руог» (роот), которым называли всех лиц, имеющих общего родоначальника а также всю совокупность родственников [Харузин 1890: 246-247]. Не обнаружил саамского названия для обозначения рода и НИ. Валков, посчитавший, что для этого слова и не было необходимости при существующей у саамов богатой лексической группе, обозначающей все детали и степени родства [Волков 1996:50]. Тем не менее в саамской культуре остались следы прежнего родового устройства, к которым Н.Н. Харузин относит, например, обычай величать друг друга по отчеству, когда хотят проявить особое уважение [Харузин 1890: 252], а также знание своей родословной и родоначальника, положившего начало фамилии [Там же: 247]. Одним из доказательств бывшего родового устройства у кольских саамов являются также тамги - родовые клейма. Кроме того, на пережитки родовых отношений указывают остатки почитания домашних духов, очага [Там же: 243] и поклонения сейду - родовому божеству, покровительствующему всему погосту (сийту) [Волков 1996: 51]. А.Я. Ефименко пишет о родовом начале в регулировании семейных и общественных отношений в саамском обществе: главой семьи со всем имуществом и заработками ее членов является отец, от которого власть переходит к старшему сыну [Ефименко 1878: 28], а при решении общественных дел (во время заключения сделок, разбирательства спорных ситуаций) ключевую роль играют старики, то есть старейшины рода, приглашавшиеся в качестве свидетелей [Там же: 36]. 19 Кочевые саамские племена, обитающие в северозападной часта Кольского полуострова: на границеРоссии, Норвегии и Финляндии 117
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz