Бодрова, О. А. В поисках отражения: саамы Кольского Севера в русской этнографической литературе второй половины XIX - начала XX вв. : [монография] / О. А. Бодрова ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2014. – 168 с.

М. Кастрена, который, очевидно, отталкивается от европейской модели общественных отношений, «лапландец от природы лишен склонности к удовольствиям, к общественным увеселениям, и вообще к жизни общественной» [Кастрен 1860: 73]. Эту же точку зрения разделяет мурманский рыбопромышленник, секретарь Архангельского общества изучения Русского Севера Г.Ф. Гебель, который отмечает следующее: « У лопаря не встречаешь никакого следа интереса к общему благу. Соседям весьма мало известно о быте соседей, о их страданиях, о ихрадостях » [Гебель 1909: 7]. Подобные представления о почти полном отсутствии общественной жизни у саамов являются довольно стереотипными. При этом общепринятая оценка социальной активности саамов как низкой, основанная на знакомстве с чужими источниками, вступает в противоречие с личными описаниями нрава саамов, в которых этнографы характеризуют тех как общительных, гостеприимных, веселых. В связи с этим можно привести следующую характеристику писательницы В.Н. Харузиной: «Лопари вообще в высшей степени любопытны и болтливы; часто, слыша их непрерывную болтовню, приходит намысль, что о чеммогут говорить такмного этилюди <.. > Томительно, однообразно тянется внешняя жизнь, приносяи(ая, смотря по временам года, все те же занятия без малейшего нарупиения их обычного порядка, без всякого оживляющегоразвлечения Даже для сплетен погоста, казалось бы, маломожно найти тем » [Харузина 1890: 172]. Такая позиция, очевидно, является типичной для •этнографов, несмотря на противоречие, заложенное в подобном описании. С одной стороны, исследовательница подчеркивает такие качества саамов, как любопытство, болтливость, свидетельствующие о довольно высокой степени социальной активности, с другой стороны, отказывает в ней, обосновывая это отсутствием привычных для представителей европейской культуры форм социального общения. Противоречивым образом российские этнографы описывают взаимоотношения саамов между собой. Если в середине XIX в., начиная с характеристики В.П. Верещагина, отмечавшего у них такие социальные качества, как «миролюбие», «любовь к тишине», «братское участие, которое существует между всеми лопарями» [Верещагин 1849: 93], среди авторш преобладает представление о том, что саамы «любят искренне свсих земляков и стоят за них горой» [Максимов 1890: 231], то уже через несколько десятилетий все больше распространяется мнение, согласно которому «лопарская жизнь не лишена различного рода ссор и интриг», причинами которых служат воровство, переклеймование и убийство чужих оленей [Ященко 1892: 16-17]. О враждебности саамов по ошошению друг к другу, от стремления опорочить свсих соседей до воровства чужого имущества, пишет Г.Ф. Гебель (Гебель 1909]. Неоднозначно решается и вопрос отношения саамов к пришлому русскому населению. Проблема взаимоотношений представителей кольской саамской группы между собой и с «соседями» раскрывается в представлениях русских этнографов о «честности», под которой подразумевают, главным образом, распространение или, напротив, отсутствие воровства среди саамов, а в некоторых случаях и «твердость в исполнении данного слова» [Верещагин 1849: 93]. В этой связи А.Я. Ефименко отмечает у них «слабое развитие преступлений» [Ефименко 1878:46], а из проступков против общественной нравственности называет только пьянство и «разврат прелюбодеяния» [Ефименко 1878: 49]. Исключительную честность саамов по отношению к чужому имуществу подтверждают и другие исследователи: В.П. Верещагин [Верещагин 1849: 95-96], С.В. Максимов [Максимов 1890: 231], В.И. Немирович-Данченко [Немирович-Данченко 1877: 82] и другие авторы. Следует отметить, что в этнографической литературе честность интерпретировалась как типичное качество финно-угорских народов [Лескинен 2009: 30] и представляла собой «предубеждениепозитивного свойства» [Гамже: 27]. 115

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz