Бодрова, О. А. В поисках отражения: саамы Кольского Севера в русской этнографической литературе второй половины XIX - начала XX вв. : [монография] / О. А. Бодрова ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2014. – 168 с.

Если Харузин считает, что у саамов «родители относятся к детям обыкновенно гораздо лучше, чем дети к родителям» [Там же: 314], и «по мере того, как дети подрастают, отношения с ними становятся холоднее, обычно доходит до раздела имущества» [Там же], то, по мнению В.И. Немировича-Данченко, престарелые родители в саамской семье пользуются уважением и поддержкой. Писатель становится очевидцем ситуации, в которой «слепая мать-старуха видимо пользовалась особенным почетом. Дети наперерыв старались угодить ей» [Немирович-Данченко 1903 (б): 276]. Кроме того, автор со слов его информаша-саами передает саамский обычай социальной помоши старикам или обнищавшим представителям общества, оставшимся без родных: «А это потому, чтоу нас свой обычай есть. Мы не оставляем своих. Обнищает лопаръ, ну и идет прямо в тупу к своему родственнику ; родных нет — к близкому ; к соседу или просто, к знакомому, у него в тупе и проживает за родного. Кормят и поят его там ну, и он пособляет на промысле... Унас со стороны обычай такой, от дедов и прадеда-iхранится.. Завет!» [Немирович-Данченко 1903 (б): 160]. О б щ е с т в е н н о е у с т р о й с т в о Общественное устройство саамов является одним из популярных объектов этнографического описания, начиная со второй половины XIX в. и заканчивая работами современных исследователей [Лукьянченко 1971; Куропятник 2003; Кучинский 2010; 2011; Виноградова 2008 и др.]. Тем не менее исследователь саамской этнографии Н.Н. Волков считал, что вопросы организации общественной жизни являются наиболее сложными и наименее изученными в саамоведении [Волков 1996: 50]. Действительно, авторы этнографических источников XIX - начала XX вв., обращаясь к теме социальных отношений у кольских саамов, в основном сосредотачивали свое внимание на ограниченном ряде тем: степени социальной активности саамов, их взаимоотношениях с соплеменниками и соседними народами (главным образом, с русскими), уровне развития преступности в их среде - именно эти аспекты представляли интерес для российских этнографов в свете построения межэтнических контактов при освоении Кольского края. Вместе с тем вопросы социального устройства, касающиеся внутренней жизни саамов (пережитки родового строя, обычное право) оставались, как правило, вне поля зрения этнографов, за исключением узкого круга специалистов: А.Я. Ефименко, Н.Н. Харузина, В.Н. Львова. В целом российские этнографы дореволюционного периода невысоко оценивают уровень социального развития саамов. При этом, по всей видимости, говоря об особенностях их общественной жизни, авторы ограничиваются характеристикой коммуникативных качеств, не ставя перед собой задачи представить общую картину системы социальных отношений у саамов Кольского полуострова. Так, исследовательница обычного права кольских саамов А.Я. Ефименко пишет, что «в своей семье, семье Финских народов, Лопари занимают в социальном отношении последнее место. Из всех Финских племен это самое забитое, загнанное в один из отдаленнейших уголков Европы, до сих пор сохранившее еще полукочевой быт» [Ефименко 1878: 8]. Некоторые бытописатели подвергают сомнению способность саамов полноценно функционировать в системе социальных связей. По мнению финского ученого 114

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz