Бодрова, О. А. В поисках отражения: саамы Кольского Севера в русской этнографической литературе второй половины XIX - начала XX вв. : [монография] / О. А. Бодрова ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2014. – 168 с.

чтобы лопка согрешила. С русским разве » [Немирович-Данченко 1903 (б): 121]; «Редко можно встретить лопарку, изменяющую своему мужу, конечно, в тех местностях, в которых не успело еще сказаться влияние поморов. В тех частях Лапландии, где близкое знакомство поморов привело к развращению лопарей и лопарок, там женщины не отличаются особенной верностью супругам; они обзаводятся любовниками, как из числа лопарей, так и из числа русских, причем лопарка даже хвастает тем перед другими женщинами, что она имеет любовника русского » [Харузин 1890: 299-300]. Предпочтение русских мужчин в качестве любовников в подобных описаниях вряд ли можно считать «остаточным рефлексом» гостеприимного гетеризма, функционально ориентированного на исключение эндогамных отношений внутри этноса, скорее, оно отражает представления, в которых культура русского населения, очевидно, считалась более престижной, чем саамская. При этом, если отношения замужней женщины с русскими колонистами могли и не иметь плачевных последствий, то для девушки были способны обернуться трагедией [Немирович-Данченко 1903 (б): 122], так как подобная связь не имела гарантий социальной защиты, принятой у саамов, когда общественное мнение и родители обеих сторон требовали от виновника «греха» заключения брака. Описания саамской семьи в этнографических источниках ХТХ-ХХ вв. завершаются изображением взаимоогаошений между родителями (в основном огцом) и детьми. Как уже было сказано, в целом среди российских этнографов было широко распространено мнение о том, чго «лопари отличаются миролюбивым характером, и в лопарской семье обыкновенно царит лад» [Львов 1903: 52]. Эго представление распространяется и на взаимоотношения с детьми, которые описываются как «обыкновенно хорошие и дружелюбные» [Там же]. По словам Н.Н. Харузина, «мнения почти всех, знакомых с лопарями, лиц сходятся в том, чго лопари очень любят своих детей» [Харузин 1890: 313]. Исследователь считает, чго вышесказанное относится в первую очередь к маленьким детям и связывает это с высоким процентом детской смертности, чго приводит к тому, чго родители очень дорожат теми, кто остался в живых: «Поэтомулопарь иласкает своегоребенка, и всячески балует его, насколько позволяет ему делать последнее его суровая жизнь » [Гам же]. В.И. Немирович-Данченко писал: «Удивительно, до какой степени у лопарей доходит любовь к детям. В голодовки случалось, мать-лопарка заморит себя голодом, а ребенка спасет непременно. Отец никогда не ударит дитя, не крикнет на него сурово. Напротив, все мягко, ласково » [Немирович-Данченко 1903 (б): 277]. Интересно, чго при характеристике взаимоотношений с детьми в саамской семье многие авторы (очевидно под влиянием текста монографии Н.Н. Харузина) упоминают пьянство: « Лишь изредка и то чаще под влиянием опьянения, лопарь и лопарка прибьет свое дитя; в общем же считается непохвальным обращаться с своими детьми дурно » [Харузин 1890: 313]; «С маленькими детьми лопари обращаются ласково иредко бьют их, и пю обыкновенно в нетрезвом виде» [Львов 1903: 52-53]; «Детей лопари берегут, какмогут, в особенностимальчиков; если отцу случаетсяударитьребенка, это бывает в большинстве случаев тогда, когда отец пьян» [Дурылин 1913: 75]. При этом отдельные авторы пишут о том, чго агрессия не характерна для саамов, находящихся в состоянии опьянения, и считают, что к пьянству склонны не только мужчины, но и женщины: «Даже в пьяномвиде они (саамы) не бушуют Группа пьяныхлопарейпроизводитвесьма смешное впечатление, объятиямипоцелуямконца нет. На спиртные напиткипадкикакмужчины, такиженщины» [Гебель 1909:75]. 112

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz