Бодрова, О. А. В поисках отражения: саамы Кольского Севера в русской этнографической литературе второй половины XIX - начала XX вв. : [монография] / О. А. Бодрова ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2014. – 168 с.

на то, чго встречаются случаи, когда девушки выходят замуж нецеломудренными или рожают ребенка до брака. Однако одновременно с этим А.Я. Ефименко подтверждает слова В.И. 11емировича-Данченко об осуждении подобных женщин, выражающемся в преследовании насмешками среди одноплеменников или изшании ее из семьи [Гам же] и об ответственности виновника происшествия: обязанности жениться или взять на воспитание ребенка (там же). Понятно, чго авторы вкладывают различный смысл в одно и то же понятие «чисгаш нравов»: отсутствие случаев нарушения правил сексуального поведения или же отношение к таким случаям в обществе. Расхождения в трактовке вызывают проливоречия в оценке одного и того же явления. В контексте описания нравственных устоев кольских саамов можно рассматривать древний обычай гостеприимного гетеризма и его отголоски в представлениях российских исследователей о свободе сексуального поведения женщин-саами [Харузин 1903 (а): 87]. Об этом обычае упоминает как Герберштейн, так и скандинавские исследователи, на которых ссылается Н.Н. Харузин [Харузин 1890: 268]. По свидетельству этих авторов, гостеприимный гетеризм встречался у саамов еще в XVI-XVII вв. и выражался как в том, что мужья добровольно оставляли своих жен с приезжими купцами и путешественниками (или с лицами высокого социального статуса - например, со священником), так и в том, что беременную девушку охотно брали в жены, особенно если отцом ребенка был иностранец [Там же]. Как видно, этот обычай противоречит нарисованной русскими этнографами картине нравов, принятых в XIX-XX вв. у кольских саамов, когда считалось, что «нарушения супружеской верности здесь <...> редки, даже неслыханны» [Немирович-Данченко 1903 (б): 278]. Хотя нет оснований считать гостеприимный гетеризм выдумкой авторов, все же читателю приходится иметь дело не столько с фактами, сколько со стереотипами. Упоминая об этом обычае, ни Герберштейн, ни, скорее всего, многие другие исследователи не являлись свидетелями этого явления, а пересказывали его с чужих слов. Напротив, французский путешествующий врач Ламартиньер, побывавший у кольских саамов в XVII в., пишет о ревности и подозрительности саамских мужей в отношении приезжих гостей: «Лапландки исполняют свою работу не без грации, а сами по себе они недурны, хорошо сложены, приятны в обращении, но немного курносы; если бы не ревность мужей, гнева которых боятся, они охотно предавались бы разврату: вот причина, почему мужья запирают их, лишь только появятся иностранцы» [Ламартиньер 1911: 35]. Свидетельства Ламартиньера и русских исследователей позволяют перенести явление гостеприимного гетеризма из области реальных этнографических фактов в плоскость этнических гетеростереотипов и представлений. Надо заметить, что в русских этнографических текстах второй половины XIX - начала XX вв. при освещении вопросов супружеской верности у саамов речь всегда идет только об измене жен своим мужьям, причем почти исключительно с представителями другого народа (как правило, с русскими), и не рассматриваются случаи измены со стороны мужей или взаимоотношения с представителями другого пола внутри своего этноса16. Общепринятой точкой зрения российских этнографов является то, что саамские жены верны своим мужьям, а все случаи супружеских измен сводятся к развращающему влиянию русских соседей: «А только почти никогда не слыхать, 16 Согласно свидетельствам советских этнографов Н.Н. Волкова, Д.А. Золотарева, Ф.Г. Иванова-Дятлова нарушение супружеской верности со стороны мужчин не являлось редкостью, однако по ряду причин не рассматривалось этнографами 111

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz