Бодрова, О. А. В поисках отражения: саамы Кольского Севера в русской этнографической литературе второй половины XIX - начала XX вв. : [монография] / О. А. Бодрова ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2014. – 168 с.

лопарок, что объясняется, конечно, тем, что представительницы других, соседних с лопарями народностей, считая свой быт с полным основанием, да и самих себя, пожалуй, в культурном отношении выше лопаря, не согласятся никогда переменить удобство своей оседлой жизни на полную лишений и бедствий жизнь полукочевника- лопаря <.. .> Лопарки также выходят замужлишь за лопарей и только, как исключение, случаются случаи выхода замуж лопарки за представителя одной из соседней с ними народности » [Харузин 1890: 261]15. В первую очередь, по наблюдению исследователя, это относится к браку7с представителями скандинавских групп саамов, от которого ксльских саамов удерживает религиозная рознь [Там же: 262]. Вместе с тем, согласно некоторым источникам принадлежность к одной религии делает возможными сексуальные и брачные отношения между кольскими саамами и русскими. Так, В.И. Немирович-Данченко в связи с этим передает слова перевозчицы-колянки: «Попарь крещеный с нимспатьможно» [Немирович-Данченко 1903 (б): 77]. Неоднозначно трактуется русскими авторами вопрос «чистоты нравов» у ксльских саамов, в первую очередь - представительницженского пола С одной стороны, некоторые исследователи (например, В.И. Немирович-Данченко) считают связи между девушками и парнями у саамов неслыханными [Немирович-Данченко 1903 (б): 178-279] и упоминают о соблюдший строгих правил сексуального добрачного поведения со стороны саамских девушек: (.(Матьу них никуда не пускает девку. В оба за ней смотрит. Дажерыбу лопка поедет ловить, а мать тут же на береэкжу сидит да посматривает Потому, кали у нас девка гуляет, по-нашему сраму нет, а если у них — беда Бывало дело, что матери топились от стыда, как девки ихние с парнями спутывались. У них строго» [Немирович-Данченко 1903 (б): 120-121]. В плане сексуальной раскрепощенности саамские девушки часто противопоставляются русским колонисткам, особенно жительницам Колы: « Воли той нет, чпю у колянок Проспюру нет, негде ей (саамской девушке - О.Б.) разойтись» [Гам же: 120]. У саамов - «с девушкой разговаривать нельзя, неладно... С бабой - можно, а девка, та блюдет себя...» [Гам же: 276]. Напротив, в Коле - «...девица, не имеющаялюбовника, называется здесь “разнесчастною сиротою”, а парни поскромнее слывут “порчеными”» [Гам же: 207]. Нарушение правил добрачного поведения влекло за собой определенные санкции по отношению не только к согрешившей девушке, но и к ее избраннику: « Ежели кто испортит девку - жениться должен Если он откажется, мать сейчас же к его родным обращается Ну, те заставляют жениться, хотя бы он богат был, а она бедная Если и при этом он не обвенчается, томать иотец отказываются кормить ее. Ступайкудахочешь» [Гам же: 121]. Выгнать могли не только девушку, но и парня, отказавшегося на ней жениться [Гам же: 121, 263]. Подобные требования к нравственному поведению привели к тому, что, по словам писателя, у саамов не было зарегистрировано ни одного незаконнорожденного в приходских книгах [Гамже: 279] - этот факт никак не опровергается и не подтверждается другими исследователями. Не находится подтверждений и упоминанию Немировичем-Данченко о «приютах любви», указывающих на довольно целомудренное поведение супругов и после брака: так как вся саамская семья распоитагалась в одном, довольно тесном, жилище, супруги устраивали для себя отдельные хижины, имеющие понятное назначение; которое информант исследователя объяснял тем, что «в веже при всех баловаться с жонкой не пристало» [Гамже: 277]. С другой стороны, ряд авторш, например, АЛ. Ефименко со ссылкой на АГВ, пишут о том, что у саамов «нет чистоты нравов» [Ефименко 1878: 59]. При этом исследовательница отчасти сама себе противоречит. Понимая под «чистотой нравов», очевидно, отсутствие добрачных отношений, она указывает 15При этом данные антропологии и свидетельства других авторов доказывают обратное 110

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz