Бодрова, О. А. В поисках отражения: саамы Кольского Севера в русской этнографической литературе второй половины XIX - начала XX вв. : [монография] / О. А. Бодрова ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2014. – 168 с.

как и жена его пособит ему приготовить карбас (работа почти исключительно мужская)» [Там же: 302]. В целом можно сказать, чго, судя по экономическим функциям мужчины или женщины, не имеющим «особенного перевеса» [Волков 1996: 55], вопреки историческим истокам правовою положения женщины-саами, в Х1Х-ХХ вв. в саамской семье наблюдалось относительное гендерное равноправие, чго позволяет современным исследователям отнести саамскую культуру к культурам «женского типа», в которых более или менее уравновешивается статусно-правовое гендерное неравенство [Разумова2013:52]. В этнографических источниках встречаются некоторые расхождения по поводу обстоятельств вступления в брак у кольских саамов, чго зависит как от степени увлеченности авторами чужими источниками, часто содержащими устаревшую информацию (а также наличия собственного опыта полевых исследований), так и от временного периода и места сбора данных (понятно, чго культурные традиции саамов могли различаться в зависимости от погоста). А.Я. Ефименко упоминает, что узаконенной границей для вступления в брак у кольских саамов считается возраст 20 лет [Ефименко 1878:21 ]. Ссылаясь на материал «Архангельских губернских ведомостей» 1845 г., исследовательница пишет, чго обязательным условием вступления в брак для мужчины саами являлось умение убиггь и освежевать дикого оленя [Там же]. В связи с этим НН. Харузин указывает, что это требование, скорее всего, относится к скандинавским, а не к русским саамам, так как в русской Лапландии диких оленей «почти чго не встречается вовсе» [Харузин 1890: 274]. Если в прошлом такая традиция у группы кольских саамов вполне могла существовать, то в любом случае, согласно более поздиим источникам, на рубеже XIX-XX вв. этого обычая отмечено не было. Эгнографы сходятся во мнении относительно неравных браков у кольских саамов и подтверждают слова А.Я. Ефименко о том, что «у Лопарей нет обычая соблюдать какое-либо соответствие между летами жениха и невесты, так каку них браки заключаются главным образом по расчету» [Ефименко 1878: 21]. При этом, несмотря на неравные по возрасту браки [Немирович-Данченко 1903 (б): 262, 279; Харузин 1890: 279], они практически никогда не случаются против желания жениха и невесты [Харузин 1890:274]. Обязательными требоваттиями к выбору невесты Н.Н. Харузин называет богатство и умение хозяйничать, причем второе условие, по его словам, являлось для саамов важнее первого [Харузин 1890: 272-273]. К тому же надо учитывать относительные представления саамов о богатстве. Так, В.И. Немирович-Данченко, ссылаясь на слова своего информанта, пишет о некотором сааме, что он «взял богатую жену», приданое которой включало 2 овцы и 4 оленя [Немирович 1877: 177]. При выборе жениха руководствуются тем, чтобы он «был богат или работящий человек и уже не слишком большой пьяница» [Харузин 1890: 274]. Однако все перечисленные условия могут не браться в расчет, если соблюдается самое серьезное требование: на заключение брака должны дать согласие все старшие представители рода. Препятствием может служить как нарушение принципа экзогамносга, так и принадлежность жениха или невесты к «плохому», неуважаемому роду [Там же]. Противоречивым образом исследователи описывают явление смешанных браков. По словам АЛ. Ефименко, «в настоящее время Лопари женятся нередко и на Русских, так как многие из них при их малочисленности, перероднились через браки и кумовства» [Ефименко 1878: 19]. Записки В.И. Немировича-Данченко также показывают, чго смешанные браки между саамами и русскими не являлись редкостью [Немирович-Данченко 1903 (б): 72,77]. Напротив, НН. Харузин считает смешанные браки исключением и пишет следующее: «Лопари берут себе в жены обыкновенно лишь 109

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz