Бодрова, О. А. В поисках отражения: саамы Кольского Севера в русской этнографической литературе второй половины XIX - начала XX вв. : [монография] / О. А. Бодрова ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2014. – 168 с.

мужчин. Они работают много, движутся быстро, они ловки, веселы и болтливы» [Там же], то в стереотипных описаниях женщины-саами характеризуются как верные жены, помощницы в делах мужа и хорошие хозяйки: «Женщины их, кои очень малорослы, ласковы, приятны лицом, сердца нежного, но весьма целомудренны, вяжут сети, смотрят за оленями, доят их, выделывают сыры и кожи добытых зверей, и занимаются хозяйством в своих жилищах » [Пошман 1866: 189]; « Промышленники русские все единогласно хвалят целомудренность лопарских женщин, их трудолюбие и домовитость, которые немало способствуют тому, что и дети воспитываются в некоторой патриархальной чистоте нравов: мальчик лопарь до совершеннолетия живет большею частию дома и не отпускается на трудные мурманские промыслы. Сама же лопарка всегда дома < ...> В свободное время лопарка обшивает детей, мужа, самое себя; они такие же мастерицы шить платья, как и самоедки» [Максимов 1890: 228]. В связи с характеристикой семейных ролей мужчины и женщины-саами авторы этнографических описаний ХЖ-ХХ вв. часто сообщают о подразделении промыслов и хозяйственных дел у кольских саамов на мужские и женские, о чем упоминал еще в начале XIX в. академик Н.Я. Озерецковский [Озерецковский 1804: 66]. К мужским промыслам относят оленеводство и охогу, к женским - рыболовство [Ященко 1892: 14]. В мужские обязанности входили также «деревянные» работы - сооружение лодок и саней, женщины шили одежду и обувь для всей семьи, изготавливали сети. Дети помогали женщинам с домашними делами [Озерецковский 1804: 66-67], кроме того, охотились на птиц [Ященко 1892: 14]. Транспортными перевозками в качестве «летних ямщиков» занимались как женщины, так и мужчины [Там же]. Женщины в роли лодочных перевозчиков упоминаются в очерках В.И. Немировича-Данченко [1903 (а, б)], В.Н. Харузиной [1890, 1902]. В.Н. Львов пишет о том, что некоторые путешественники приводят случаи, когда при их переезде в числе гребцов бывала женщина с грудным ребенком, которого она кормила в промежутках между греблей [Льве® 1903: 23]. Говоря оженских и мужских хозяйственных обязанностях, Н.Н. Харузин разделяет их следующим образом: « работами женскими считаются те, копюрые требуют присутствия либо в стенахдома либо отлучек из дома на недалекое пространство, мужскимите, которые, требуют более или менее продолжительных отлучек из дома » [Харузин 1890: 302]. К кругу женских дел автор причисляет разведение огня утром, приготовление пигци, заботы об одежде и обуви: шитье, стирку, вязание, прядение, ткачество, а также рубку дров для печи, если лес находится около дома, изготовление и починку сетки для рыбной ловли, ловлю мелкой рыбы в озерах и семги в морских заливах и у речных заборов; при этом муж «занимается уходом за оленями, исполняет ямскую повинность, рубит в лесу, подальше от дома, дрова и возит их для продажи на своих оленях или, если река позволяет, сплавляет их по реке. Ловит крупную рыбу и в некоторых погостах занимается постройкой карбасов; на его заботе лежит и сбирание оленей осенью» [Гам же]. Вообще, Н.Н. Харузин считает, что у саамов в строгом смысле «нельзя говорить об обязанностях жены или об обязанностях мужа при исполнении семейных работ, здесь выступает снова взаимопомощь и поэтому часто можно встретить жену, которая исполняет работу' мужа и наоборот, мужа, занимающегося работами женскими» [Гам же: 301], поэтому «нередко можно встретить лопарку, которая поедет в лес далеко от дома за дровами или соберет оленей, как нетрудно встретить и лопаря, варящего пищу или поправляющего сетки, если он видит, что жена занята другим делом; он же поможет ей и изготовить одежду (хотя именно эта работа считается главным образом женскою), 108

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz