Бодрова, О. А. В поисках отражения: саамы Кольского Севера в русской этнографической литературе второй половины XIX - начала XX вв. : [монография] / О. А. Бодрова ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2014. – 168 с.

Семья Описания саамской семьи в этнографических источниках второй половины XIX - начала XX вв. включают следующие характеристики: мужчины-саама как семьянина, экономические и социальные функции саамской женщины в семье, а также взаимоотношения между родителями и детьми. Редкие исследователи (главным образом, только этнограф Н.Н. Харузин и авторы, пересказывающие его труд) заостряют внимание на особенностях структуры саамской семьи. Н.Н. Харузин пишет о том, чго во второй половине XIX в. кольские саамы «живут обособившимися друг от друга малыми семьями»13 [Харузин 1890: 312], хотя, по-видимому, раньше более характерной для них являлась неразделенная (расширенная) семья14, и в конце XIX в. «сравнительно редко, можно встретить среди лопарей большие семьи: они состоят чаще из отца, женатых сыновей и малолетних внуков, чем из нескольких женатых братьев» [Гам же: 313]. В таких патриархальных семьях главой всегда являлся отец или, реже, старший брат. При этом иногда встречались и братские семьи, имеющие двухпоколенную структуру, в отличие ог отцовской трехпоколенной семьи [Куропятник 2003]. Исследовательница обычного права кольских саамов АЛ. Ефименко описывает имущественные отношения в семьях последнего типа следующим образом: «Где семья состоит из нескольких братьев или дядей с племянниками, там хозяйство у каждого свое, а имеют онитолько общийстол; иногдаж имеютвсе общее до тех пор, пока не заметят за кем-нибудьутайки из заработка, лишь заметятутайку, то тотчас начинается дележ. Пока живут вместе, то набольшим считается старший брат, ахозяйкойегожена » [Ефименко 1878:29]. Несмотря на то чго саамы, по словам Н.Н. Харузина, постоянно дробятся на мелкие семьи [Харузин 1890: 354], и среди них часты семейные разделы (как правило, отца с сыновьями или братьев после смерти отца, редко между супругами), между ними сильно развиты родственные связи [Гам же: 317, 326, 354]. С самой положительной стороны характеризуются отношения между супругами. Согласно мнению всех исследователей «лопарь - хороший семьянин; брани между супругами не слышишь» [Гебель 1909:75]. Стандартным образом для этнографических тексте» XIX - начала XX вв. описывает семейные отношения С.Н. Дурылин: «В семейном быту лопаря до сих пор большемира и согласия, чемспоров и вражды. Жена не находитсяу мужа на положении рабыни; наоборот, лопарь любит свою жену, старается угождать ей подарками, иможно наблюдать, как в Коле какой-нибудь старыйлопин покупает подарок для своей старушки. Жена для мужа советница и в очень многом постоянная верная помощница» [Дурылин 1913: 74-75]. Судя по текстуальным совпадениям, С.Н. Дурылин, как и многие другие авторы, в своих описаниях семейной жизни кольских саамов опирается на текст монографии Н.Н. Харузина, который одним из первых охарактеризовал основу взаимоотношений между супругами как «согласие». По словам этнографа, «хорошая жена платит мужу послушанием: они ничего не делает без его согласия; в свою очередь и муж во всем советуется с женой: жизнь лопаря сложилась так, чго почта единственной советницей, единственной помощницей для него является жена» [Харузин 1890:301]. 13Речь идет о нуклеарном типе семьи, состоящей из супружеской четы и детей. Семья патриархального расширенного тала (неразделенная), которая состоит ю нескольких супружеских пар илипоколенийвзрослыхлюдей 106

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz