Бодрова, О. А. В поисках отражения: саамы Кольского Севера в русской этнографической литературе второй половины XIX - начала XX вв. : [монография] / О. А. Бодрова ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2014. – 168 с.

у кольских саамов, по сравнению с группами фильманов и ижемцев [Львов 1903: 39], а также пишут, что экономические выгоды от оленеводства не так велики, как высчитывают «увлекающиеся авторы» [В-р 1909: 35]. НИ. Харузин подтверждает, чго, несмотря на относительное увеличение количества оленей в отдельные годы, сами владельцы животных (как саамы, так и русские) говорят о том, чго «лопари беднеют оленями» [Харузин 1890: 105]. Тем не менее, если на рубеже XIX-XX вв. этот вопрос еще являлся спорным, и доходы от оленеводства даже не подсчитывались12 [Мухин 1910: 18], а основное внимание исследователей было сосредоточено на рыбном промысле и охоте на морского и дикого зверя [Гебель 1905,1909; Мухин 1910], то данные 1870-хи 1920-х гг. представляют такую каршну. доля оленеводства в хозяйственном комплексе кольских саамов выросла от 7 до 29,8 % на фоне уменьшения доли рыболовства от 64 до 33,8 % [Дергачев 1977:68-69; Похозяйственная перепись... 1929]. Как и при установлении значения и соотношения доли рыболовства и оленеводства в хозяйственном комплексе кольских саамов, много расхождений в этнографических описаниях имеет освещение вопросов, связанных с сезонными перекочевками. В целом, большинство авторе» характеризуют образ жизни саамов как полукочевой, считая его промежуточным между кочевым и оседлым жизненным укладом: «Жизнь лопари ведут полуоседлую, проводя зиму со своими олетшми в зимнш погостах и летом, отпуская их в тундру, сами перекочевывают ближе к морю и озерам » [Путеводитель 1898:85];« Лопарей нельзявполне назвать никочевым, ниоседлымнародом Они переживают переходную стадию своей жизни, постепенно переходя от кочевого к полукочевому, полуоседлому быту» [Львов 1903: 38]. По свидетельству этнографов, переселение кольских саамов в летние жилишз поближе к морским или пресноводным берегам начинается в конце апреля - начале мая. В зимние погосты саамы возвращались осенью: с 1 сентября или после первой пороши. В источниках второй половины XIX - XX вв. для обозначения этого процесса можно встретить такое название, как «откочевание» [Козмин 1915: 7]. Огкочевание могло осуществляться в два этапа, особенно, если кочевой маршрут был длинным и зимний погост находился на большом удалении от летнего. На этот случай у саамов помимо летних и зимних жилищ имелись временные стоянки у озер, где проживали до наступления зимы [Гам же]. Процесс сезонных миграций у кольских саамов был подробно описан в этнографических трудах, начиная с очерков BJ1 Верещагина, а затем и в работах многих других авторов. В обобщенном виде он выглядит следующим образом: «В течете года лопарю приходитсяраза четыре менять свое местожительство. Как пюлько наступит весна, онрасстается со своим хоть плохим, но теплым пыртом и едет со всей своей семьей, с собаками и, если есть, овцами на отведенную емумиром тоню. Здесь, занимаясь ловом рыбы, он остается приблизительно до Ильина дня После того он переходит на другое меспю, где пребывает часть августа В августе он переселяется на новое, осеннеемеспю. И только зимою, когда снегуже покроет землю, возвращается он в свой зимний погост, где проживаетспокойно до следукпцейвесны» [Льве* 1903:42]. Авторы этнографических описаний культуры саамов объясняли их полукочевой образ жизни различными причинами. Отдельные исследователи определяют такой полукочевой уклад ментальными особенностями саамов - их «любовью к скитанию» [Гебель 1909: 77]. Однако большинство этнографов считает, чго помехой на пути к оседлому образу жизни саамам служат сами хозяйственные занятия, которые «заставляют их (саамов - О.Б.) несколько раз в год переезжать с одного места на другое» [Львов 1903: 38]. При этом главенствующая роль в таких занятиях попеременно отводится то оленеводству, то рыболовству. 12По данным на 1909 г. 102

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz