Бодрова, О. А. В поисках отражения: саамы Кольского Севера в русской этнографической литературе второй половины XIX - начала XX вв. : [монография] / О. А. Бодрова ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2014. – 168 с.
Современные исследователи отмечают, что, действительно, в традиционной системе жизнеобеспечения кальских саамов оленеводство не играло решающей роли [Гуцал, Виноградова, Саморукова 2007: 23], и хотя оно является любимым, но не «самым старинным, исконным занятием лопарей», как писал С.Н. Дурылин [Дурылин 1913: 70]. Однако в системе культурных ценностей, наоборот, его значение было очень велико. При этом надо учитывать, что речь идет, скорее, не столько об оленеводстве, сколько о диком, а впоследствии одомашненном олене. З.Е. Черняков пишет о том, что в основе традиционной культуры саамов лежит охота на зверя, затем - рыболовство, и только в последнюю очередь - оленеводство. [Черняков 1998:38]'1. Эго доказывает и фольклорный материал: в волшебных и бьповых сказках саамов оленеводство не упоминается [Там же]. Н.Н. Волков также считает, что фольклор и лексика кальских саамов подтверждают, что материальная культура саамов слагалась в зависимости от охоты на дикого оленя [Волков 1996: 13]. К слову, отсутствие пищевой традиции употребления оленьего молока у кальских саамов, о чем говорилось в предыдущих параграфах, связано именно с поздним развитием оленеводства в их культуре, так как доение важенок могло возникнуть лишь в результате постоянного пребывания оленя вблизи человека, чего ранее у них не наблюдалось [Там же: 12]. В очерках В.В. Чарнолуского описывается легенда согласно которой саамы происходят ог дикого оленя - Мяндаша, которого можно рассматривать не только как их предка но и в качестве культурного героя, положившего начато культу дикого оленя. Информант В.В. Чарнолуского говорил о своем народе: «Вся наша жизнь - олень. Мы сами почитай что олени прежде были одно олени и люди, как братья одного калена» [Чарнолуский 1972: 21]. Однако для авторов ХТХ-ХХ вв., ассоциирующих кальских саамов с оленеводством, то, что саамы - «не настоящие оленеводы», так как они «пускают оленей на валю, в горы, а занимаются больше охотой на диких оленей и рыбной ловлей» [Пришвин 1982: 266], являлось почти открытием. Вышесказанное не умаляет любви саамов к своим оленям, о которой свидетельствует уже то, что из 12 названий месяцев 4 были связаны с этими живопгыми [Харузин 1890: 108]. Активное развитие оленеводства у кальских саамов на фоне уменьшения дали охотничьего промысла приходится на XIX в. и обусловлено двумя основными факторами: истощением природных ресурсе», связанным как с истреблением диких сигагей, так и с нехваткой ягеля - их основной пищей в зимнее время, а также с переселением на Кольский полуостров оленеводческой группы коми-ижемцев. Прежде всего это относится к Ксльско-лопарской валости, где, по статистике начата XX в., количество оленей увеличилось на 63%, тогда как в 4 волостях, включая Понойскую, считающуюся прежде успешной в отношении оленеводства, количество голов сократилось на 33% [В-р 1909: 42]. Возможно, отсутствие прогресса в этом промысле было связано с тем, что общество Понойской волости долгое время не принимало в свой состав коми-ижемцев, способствовавших развитию оленеводческой культуры в северо-западных районах полуострова [Хомич 1999:18]. Многие авторы второй половины XIX - начала XX вв. описывают в своих текстах оленеводство как весьма прибыльный промысел, так как «олень не требует за собой почти никакого ухода» [Энгельгардт 1897: 73]. Однако отдельные исследователи опровергают мнение о том, что «ни одно из живогных, порабощенных человеком, не приносит столько выгод хозяину, как олень» [В-р 1909: 35], и указывают на факт упадка оленеводства ' 1 В качестве наглядного подтверждения охотничьих инстинктов саамов, исторически обусловленных их главным традиционным промыслом, автор приводит следующий случай: при неожиданном появлении лося саамы-пастухи, бросив пасущееся стадо оленей, с ружьями бросились за диким зверем. 101
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz