Бодрова, О. А. В поисках отражения: саамы Кольского Севера в русской этнографической литературе второй половины XIX - начала XX вв. : [монография] / О. А. Бодрова ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2014. – 168 с.

При изображении хозяйственных промыслов у кольских саамов главное место авторы XIX-XX вв. отводят оленю, который является в их представлении центром жизни саамов. По замечанию В.П. Верещагина, «без оленя человек не мог бы существовать в этих диких пустынях, большую часть года покрытых глубокими снегами» [Верещагин 1849:39]. Северный олень - это «любимец лопаря < . .> Вся жизнь его слилась с жизнью этого прекрасного и невзыскательного слуги, друга, кормильца» [Харузина 1890: 198-199]. Описание роли, которую играет олень в жизни саамов, совпадает в этнографических текстах практически дословно и не меняется на протяжении XIX-XX вв.: • «Олень кормит, поит, одевает и возит лопаря, который ежечасно сознает все неисчислимые выгоды от этого животного. Вот почему олень дорог лопарю, и все его заботы сосредотачиваются на этом животном» [Гимковский 1910:49]. • «Олень доставляет лопарю пищу и одежду, на нем совершает он свои зимние поездки, мчась в легких кережках без пути - дорог и по снежному морю. Про оленя лопарь сложил много песен, которые и распевает в зимние вечера, сидя в пырте у очага» [Спасский 1899: 227]. • «Северный слень, столь необходимое животное, служит им (саамам - О.Б.) для езды, доставляет здоровое мясо и теплую одежду» [Козмин 1915: 7-8]. В этнографических описаниях XIX-XX вв. олень является не просто обязательным элементом традиционной культуры саамов, но воспринимается как ее символ. Стереотип «саам-оленевод» распространен не только в старых источниках, но и в бытовых представлениях нашего времени. Однако кольских саамов нельзя назвать оленеводами в строгом смысле этого понятия, во всяком случае, до XX в. Вольный выпас является достаточно специфичной и спорной формой оленеводства, к тому же его можно отнести к довольно позднему явлению в саамском хозяйственном комплексе. Сами этнографы, парадоксальным образом, указывая на исключительное значение северного оленя в жизни кольских саамов, часто пишут о том, что их главным занятием является не оленеводство, а рыбная ловля, и объясняют неравномерное соотношение оленеводческого и рыболовного промыслов различными причинами. Одни авторы считают, что рыбная ловля выходит на первый план в хозяйственной деятельности саамов в связи с сокращением оленеводства9 [Спасский 1899: 226]. По мнению других исследователей, «первое место по своему значению в жизни лопаря занимает рыболовство, как более его обеспечивающее и более доставляющее дохода», так как рыба дает возможность уплачивать подати и выменивать у русских купцов необходимые товары [Львов 1903: 38]. При этом считается, что «сам лопарь больше любит оленеводство, чем рыбную ловлю. Стадо оленей, велико ли оно или мало, - самая главная его драгоценность» [Там же]. Наконец, в некоторых источниках причиной преобладания рыбного промысла над оленеводческим называется «изобилие рыбы и то, что ловля эта не требует слишком больших трудов и особенного искусства и хитрости» [Лапландия 1853: 58], а также то, что «требование на рыбу и потребление ее очень велики, потому что рыба составляет почти исключительную пищу всего северного края» [Там же]10. 9 Спорное утверждение, так как большинство исследователей считают оленеводство относительно новым промыслом кольских саамов. Рыбная ловля, как и охота на дикого оленя, являлась основой их хозяйственной деятельности. 10Скорее, наоборот: ведущий промысел определяет приоритеты в питании. 100

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz