Бодрова, О. А. В поисках отражения: саамы Кольского Севера в русской этнографической литературе второй половины XIX - начала XX вв. : [монография] / О. А. Бодрова ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2014. – 168 с.

Описания хозяйственных занятий саамов в этнографических текстах XIX-XX вв. неравномерны по объему. Больше всего внимания уделяется вопросам рыбной ловли и оленеводства. В целом, изображение процесса вольного выпаса оленей - «главного и почти единственного домашнего скога» у саамов [Озерецковский 1804: 68J - не меняется на протяжении этих двух веков и выглядит в общих чертах следующим образом: саамы, заклеймив своих оленей, «отпускают их на острова или в тундры, где на приволье они дичают и не узнают своего хозяина. После первого снега хозяева отравляются для отыскания оленей по следам места их пастбищ и ловят этих животных посредством тив тана (аркан)» [Козмин 1915: 7]. Согласно некоторым источникам это происходит с помощью собаки. Количество голов в стаде у кольских саамов (в отличие ст многочисленных стад, принадлежащих скандинавским саамам) невелико и колеблется or нескольких десятков до тысячи [Озерецковский 1804; Немирович-Данченко 1877]. Считалось, что «богатейшие из русских лопарей содержат не более 800 оленей < ...> Лопарь, владеющий четырьмя или пятьюстами оленей, считается человеком достаточным; при двухстах небольшое, но расчетливое семейство может жить безбедно, но при меньшем числе жизнь становится тягосшою» [Козмин 1915:7-8]. Современному исследователю сложно судить о рациональности вольного выпаса. Н.Н. Волков отмечает, что в научной литературе не существует разработанных классификаций оленеводства у различных народов [Волков 19%: 11], как и определения сущности номадизма [Чарнолусский 1930: 7]. Исследователь арктической культуры В.Г. Богораз считает, что санный тип оленеводства с употреблением пастушеской собаки у кольских саамов представляет относительно высокую культурную ступень [Богораз 1921: 8], однако авторы этно 1 рафически\ текстов XIX-XX вв. единодушно указывают на недостатки вольного выпаса. Возможно, причиной низкой оценки развитая оленеводства у саама? исследователи видят в том, что оно носило в основном натуральный характер и не имело большого экономического значения. На продажу шла малая часть продукции, большая доля потреблялась самими саамами. От стандартов скотоводства, привычных русскому человеку, саамское оленеводство отличалось также отсутствием практики заготовления корма для домашних животных: олени круглый год сами искали себе пропитание, как и овцы, которые в некотором количестве имелись у саамов. Так как оленеводство служило, главным образом, для удовлетворения потребностей саамской семьи, кольским саамам приходилось искать другие источники денежных поступлений для уплаты податей и покупки необходимых товаров. Здесь на первый план выходят рыболовство охот на крупного и мелкою зверя, а также сдача в аренду русскому населению речных тоней и лугов, находящихся в собственности погоста. В источниках второй половины XIX - начала XX вв. мешаю встретить различные упоминания второстепенных видов хозяйственной деятельности, иногда совсем не ассоциирующихся с традиционней кочевой культурой. Например, у В.И. Немировича-Данченко встречается информация о попытках приобщил, саамов к огородничеству: « Отец Георгий Терентьев, вообще оставивший по себе хорошую память, завел бьию в Нуот-озере и огородничество. Здесь, посреди Лапландии, он, а за тт илопари, стали бьиюсеять картофель, репу иредьку. Урожаи былихороши. Пробоват икапусту. Лист бычхорош, но не -завивался < . > Решено ирешено безусловно, что огородничество, а частию и хлебопашество в Лапчандии возможны!» [Немирович-Данченко 1903 (б): 167]. Однако, несмотря на упоминания таких нетрадиционных для саамов хозяйственных занятий, основное внимание исследователей все же сосредоточено на занятиях рыболовством, оленеводством и охотой, которые, по мнению авторов, являются для саамов «теми же занятиями, которыми жили их предки много веков тому назад» [Визе 1912 (а): 395]. 99

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz