Бодрова, О. А. В поисках отражения: саамы Кольского Севера в русской этнографической литературе второй половины XIX - начала XX вв. : [монография] / О. А. Бодрова ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2014. – 168 с.

К данной группе признаков относятся характеристики традиционно-бытового уклада, социальной организации и культуры, которые в первую очередь находят отражение в этнографической литературе. Эти элементы служат показателями социально-культурного развития саамов, с точки зрения авторов этнографических текстов второй половины XIX - начала XX вв. Х о з я й с т в о Саамы Кольского полуострова представляют собой самостоятельную этнографическую группу, хозяйственно-культурный тип которой характеризуется сочетанием оленеводства, рыболовства, охоты и полукочевым (до начала XX в.) образом жизни [Лукьянченко 1971: 6]. Если скандинавские группы саамов отличались превалированием какого-либо одного вида хозяйственной деятельности, и в соответствии с ним подразделялись на кочевую горную (Швеция, отчасти Норвегия и Финляндия), оседлую береговую (Норвегия) и полукочевую лесную (лесные области Швеции и Финляндии) группы, которым соответствовали оленеводство, рыболовство или охота как доминирующие промыслы, то основой хозяйственного комплекса ксльских саамов считается комбинация всех перечисленных занятий, обусловивших их полукочевой жизненный уклад [Волков 1996; Лукьянченко 1971; Хомич 1999; Гуцол, Виноградова, Саморукова 2007 и др.]. Однако некоторые авторы этнографических источников второй половины XIX - начала XX вв. полагали, что у «русских лапландцев» может быть допущено такое же подразделение на кочующих и прибрежных саамов, что и у их скандинавских соседей [Козмин 1915:6]. Действительно, в жизни отдельных саамских погостов тот или иной вид хозяйственных занятий мог отчасти преобладать над другими промыслами [Herberstain 1975; Ламартиньер 1911; Лукьянченко 1980]. Так, в экономике западной группы саамов (Нотозерского, Бабинского, Иокостровского и других погостов) и северо-западной группы (Пазрецкого, Печенгского, Мотовского погостов) ведущую роль играло рыболовство, для первых - речное и озерное, для вторых —морское. Оленеводство и охота для этих саамов имели второстепенное значение [Хомич 1999: 15]. У саамов восточных погостов (кроме Каменского) оленеводство, напротив, занимало важное место в хозяйственном комплексе и дополнялось рыбным промыслом. У каменских саамов8была развита охота на дикого оленя [Там же]. Не являлось основным занятием оленеводство также у саамов Килдинского, Воронинского погостов [Дергачев 1877:14; Харузин 1890:447-448]. Независимо от ведущего промысла кольские саамы вели полукочевой образ жизни, проживая зимой в местах, богатых ягелем, необходимым для оленеводства, а в остальное время года распадаясь на отдельные группы (обычно —семьи), кочующие по рыболовецким участкам [Хомич 1999: 15]. Разница состояла только в длине кочевого маршрута, зависящего ог территории проживания: если саамы западных погостов обходились однодневными переходами, то у саамов восточных погостов перекочевка занимала несколько дней [Хомич 1999:15;Курогопник2003: 102]. Хозяйственно-культурные и социокультурные особенности Каменский погост перестал существовать к XX в., находился в районе современного села Краснощелье. Как и Куропгевскии погост, слился впоследствии с другими погостами Понойскойволости. 98

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz