Бороздин, В. М. Закат перед рассветом : проблема выбора в судьбе человека и человечества / В. М. Бороздин. – Мурманск : Мурманский Фонд культуры : Бюро информации Северных стран, 1998. – 99 с.
дисциплины самопринуждения. Но гораздо чаще встречаются случаи, когда на принуждении нелюбимая работа построена от начала до конца, какой уж тут смысл жизни... Поиск его можно продолжить в иных областях бытия - любви, заботе о здоровье, в увлекательном досуге и т.д. Однако каждая из этих составляющих не исчерпывает представления о полноте удовлетворения жизнью. И возвращаясь к нашим рассуждениям о сущности личности, вспомним формулу: бессмысленно искать свое место и предназначение в мире во внешнем бытии, их надо искать в самом себе. А отсюда рукой подать и до универсальной формулы смысла жизни или, если хотите, счастья в ней: это реализация всего потенциала индивидуальной неповторимости личности, того, что никто, кроме нее, вмир не принес. А теперь со поставим эту формулу с западным прагматизмом, отсекающим в человеке все, что не способствует делу, и подведем малоутешительный итог. Западный тип личности способен и даже призван обеспечить человеку материальное благополучие. Он требует развития от личности многих качеств, но строго привязанных к тому или иному виду деятельности, а потому зачастую и не проистекающих из ее своеобразия, и еще реже отражающих ее во всей полноте. Словом, при торжественно провозглашенной западной демократией свободе выбора для личности, последняя сама же себя и ограничивает из-за организации жизни, преобладающе сориентированной на материальное бытие и благополучие, и построенной на конкуренции с соседом. Несомненно, свободная конкуренция наиболее полно и эффективно исчерпывает возможности материального развития, но она же препятствует полнокровному духовному развитию личности, ее самореализации, порождая свои барьеры на пути духовного взаимообогащения людей, также как обладание материальным богатством отделяет человека от человечества. И если в практике коммунистического режима духовно усредненный типличности складывался путем прямого идеологического подавления ее индивидуальности, то вданном случае похожую роль играет стандарт материального благополучия, по-своему сужающий перспективы духовной самореализации. Что и подтверждает ранее сделанный вывод: в мире, построенном на приоритете материальных и общественных ценностей, как бы он ни именовался - коммунизм или капитализм - не стоит ожидать духовного расцвета личности, несущего ей полноту бытия. Всему свой черед. Видимо, через искушение материальным достатком человечеству надо пройти до конца, добившись путем научно-технического и социально-экономического прогресса той степени материального благоденствия, которая побудит человека идти дальше - к духовному совершенству. Но опасно ожидать пассивно столь счастливого исхода.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz