Бороздин, В. М. Закат перед рассветом : проблема выбора в судьбе человека и человечества / В. М. Бороздин. – Мурманск : Мурманский Фонд культуры : Бюро информации Северных стран, 1998. – 99 с.

хозяйствования в СССР, в особенности, из принципа плановой его организации, а самого основоположника экономической теории коммунизма КарлаМаркса вполне заслуженно почитают как классика мировой политической экономии. Но не стоит тешить себя иллюзией, что крах практического коммунизма в стране- прародительнице его привел к окончательной победе капитализма в будущем человечества. Жизнь намного сложнее, и уж тем более не терпит однозначных оценок. На нынешний день определенно можно утверждать одно: принцип свободной конку­ ренции эффективнее оправдывает себя в области материального производства, создания материального изобилия для человека, но приносит ли оно ему ощущение полноты жизни, именуемое пока довольно туманным понятием счастья? Над этим вопросом задумывались давно и многие, и, похоже, ближе всего подошел к ответу АртурШопенгауэр: “...здоровый нищий счастливее больного царя. Обусловленный полным здоровьем и счастливой организацией спокойный и веселый нрав, ясный, живой, проницательный и верносхватывающий ум, умеренная, кроткая воля, дающая чистую совесть, - вот преимущества, которых не может заменить никакой ранг, ни­ какое богатство. Ибо то, что такое человек сам по себе, что остается наедине с ним и что никто не может ему дать или у него отнять, имеет, очевидно, для него более существенное значение, нежели все, чем бы он ни обладал и чем бы он ни был в тазах других”.* Каквидим, материальное богатство далеко не синоним благоденствия. Это что касается результата усилий. А до него был процесс накопления, тоже влияющий на развитие и состояние личности. Отбросим в сторону как крайность нечестный путь в свободном предпринимательстве, хотя он встречается сплошь и рядом. Посмотрим, насколько велика плата личности за тяжкий каждодневный труд накопления капитала во всеобщей конкурентной борьбе. Несомненно, первейшее качество, вырабатываемое в борьбе на экономическом фронте, прагматизм. Достойное качество, выковывающее вличности твердость воли, трезвость взглядов и оценок, рациональность во всем. Если жизнь человека ограничить деятельностью по производству материальных благ, наверное, большего и желать не надо. Кстати, последовательные материалисты, например, Фридрих Энгельс, на том и стояли: труд создал человека. Желания спорить с ними не возникает, хочется только прояснить вопрос: а ради чего создал? Ради труда же? Вряд ли кого-нибудь устроит подобное объяснение смысла человеческого бытия, тем более, что оно и не несет в себе харак­ тера утверждения. Конечно, труд, нацеленный на создание общественно необходимых продуктов, приносит немалое удовлетворение человеку, творчески подходящему к делу, однако и здесь всегда есть рутинная составляющая, которая выполняется за счет - 93 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz