Бороздин, В. М. Закат перед рассветом : проблема выбора в судьбе человека и человечества / В. М. Бороздин. – Мурманск : Мурманский Фонд культуры : Бюро информации Северных стран, 1998. – 99 с.
первых, особенности национального характера, традиционно более тяготевшего к восточному типу сознания, в основе которого лежит приоритет коллективистских устремлений в противовес индивидуальному развитию, что нашло свое законченное воплощение в ценностях крестьянской общины (а страна в основном была крестьян ской). Во-вторых, упомянутая выше сплошная неграмотность массы населения, без чего широкое личностное развитие немыслимо. И, наконец, невыносимые условия материального существования вследствие опустошительной войны, не позволявшие человеку за рутинными заботами о физиологическом выживании задуматься о своем предназначении вжизни. Но стоило уже сталинскому режиму решить две последние проблемы, как советский человек крепко задумался, а надо ли ему жить ради заманчивой, но далекой до своего воплощения идеи. Зародившееся в нем сомнение чутко уловила и сама власть, пришедший на смену Иосифу Сталину НикитаХрущев поторопился провозгласить приближение светлого будущего, заявив, что нынешнее поколение будет жить при коммунизме. Впрочем, обещание оказалось запоздалым... Зато общество, осуществившее эксперимент торжества оторванной от жизни идеи, заплатило за него огромную цену. Утратив динамизм естественного развития, по строенного на реализации стремления личности к выражению своего природного потенциала, оно чисто экономически оказалось отброшенным на десятилетия назад по сравнению с передовыми странами. Но еще невосполнимее ущерб духовный: уничтожен в ходе репрессий лучший генофонд нации, а в новых поколениях еще предстоит возродить осознание истинных духовных ценностей, движущих прогресс. И, может быть, самое важное, личности, освободившейся от деформирующих ее тисков тоталитаризма, построенного на ортодоксальной идеологии, предстоит преодолеть страх перед Системой, перемоловшей жизни миллионов людей за малейшее проявление инакомыслия. Неудавшийся коммунистический эксперимент позволяет извлечь важный урок на будущее: чем идеологизированнее развитие общества, тем меньше шансов оно оставляетличности для самореализации. Страдает и сам социум: идеологизация общественного развития - это его ограничение в строго заданном направлении, ведущее к утрате возможностей и преимуществ других, альтернативных направлений или, иначе говоря, сужение возможностей общественного выбора, вследствие чего резко возрастает вероятность ошибок, влияющих на качество принятых решений ради достижения той или иной цели. Кстати, на Западе это хорошо усвоили: отрицая советскую коммунистическую идеологию как антигуманную, противоречащую ценностям свободы и демократии, в области экономики западные стратеги многое почерпнули и взяли на вооружение из практики - 92 -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz