Бороздин, В. М. Закат перед рассветом : проблема выбора в судьбе человека и человечества / В. М. Бороздин. – Мурманск : Мурманский Фонд культуры : Бюро информации Северных стран, 1998. – 99 с.
учения, вероятно, подразумевался всемирно массовый характер его распространения и популярности сразу после Октября 1917 года. С другой стороны, в этой формуле, созданной Лениным, сказывалась многовековая традиция русского менталитета: больше верить силе, а не закону.) Но апологеты учения закладывали под него заряд самой разрушительной силы. А именно: отказывая творческим умам в праве на дальнейшее развитие идеи, ее лишали динамизма, жизни, то есть невольно обрекали на гибель. А жизнь продолжалась по своим естественным законам, неподвластным окостенелой тоталитарной идеологии, воспроизводя в формах новой, искусственно созданной реальности то, против чего она яростно выступала, прежде всего, общественное неравенство. Удивительно, что русский философ КонстантинЛеонтьев почти веком раньше сумел предсказать подобную метаморфозу еще только завораживавшей умы идее совершенного социального устройства: “Коммунизм в своих буйных стремлениях видеалу неподвижного равенства долженрядомразличных сочетаний с другими началами привести постепенно, с одной стороны, к меньшей подвижности капитала и собственности, с другой, - к новому юридическому нера венству, к новым привилегиям, к стеснениям личной свободы и принудительным корпоративным группам, законами резко очерченным; вероятно, даже к новым формам личного рабства или закрепощения (хотя бы косвенного, иначе названного...)”.* Вот в чем суть, сам неумолимый процесс развития ведет к воспроизводству фактического неравенства людей, личностей, а провозглашение той или иной идеологией абсолютной законченности отстаиваемых ею принципов оборачивается отрывом идеи от жизни. Если же продолжается насильственное внедрение этой идеи, то у власти иного пути нет, как подавлять личности, оспаривающие подобный ход вещей и искусственно насаждаемое поголовное равенство. А крайне ортодоксальное следование идеологическому догмату приводит вообще к абсурду: идея превозносится выше конкретного человека, низводя последнего до состояния средства, материала для ее достижения. Отсюда и постулаты коммунизма о “великом светлом будущем”, ради которого массам предписывается идти на жертвы и лишения, то есть самоценность жизни человека, единственной и скоротечной, отрицается вообще. Как ни парадоксально, на определенном отрезке времени и при определенных условиях такая идеология может триумфально шествовать. Главное из условий, из которого проистекают все остальные, отсутствие у человека возможности ОСОЗНАТЬ СЕБЯ ЛИЧНОСТЬЮ. В России начала XX века были тому свои предпосылки. Во- - 91 -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz