Бороздин, В. М. Закат перед рассветом : проблема выбора в судьбе человека и человечества / В. М. Бороздин. – Мурманск : Мурманский Фонд культуры : Бюро информации Северных стран, 1998. – 99 с.

открывали возможности творить новое в конкретных областях деятельности, но и материально поощряли эти усилия, создавая более благоприятные условия по сравнению с другими социальными слоями. Для последних же провозглашалось равенство прав по принципу ОГРАНИЧЕНИЯ возможностей и достатка на определенном усредненном уровне, что в сущности вело к нивелированию не только материального, но и духовного развития людей. Не думаю, чтобы советские правители не осознавали шаткость и социальную взрывоопасность подобного отношения к на­ родным массам, насильственно лишаемым перспективы лучшей жизни. Первым почувствовал это Ленин, обосновавший в своих поздних работах идеи НЭПа, открывавшие возможности развития индивидуального предпринимательства, правда, в довольно жестких рамках и под строгим контролем государства. Но эти ростки естественного экономического развития были очень быстро уничтожены приСталине, сделавшем ставку на тотальном государственном контроле во всех областях общественного развития. Но как ни было сильно подавление личности в условиях ничем не ограниченной власти диктаторского режима, вопрос стимулирования динамичного развития общества оставался. Перед коммунистической властью стояла прямо-таки фантастическая по сложности задача: как, не поступаясь принципами ортодоксального идеологического единомыслия в обществе, перекрывавшего перспективы всесторонней реализации потенциала личности, добиться от нее максимальной творческой отдачи в интересах государства? И, похоже, был найден гениальный выход в столь тупиковой ситуации: возможность свободного полнокровного развития личности ОТЛОЖИЛИ до неопределенно лучших времен победы коммунизма сначала вотдельно взятой стране, а затем и во всем мире. Иначе говоря, человеку ничего не дали в настоящем, напротив, призвали его к самоограничению вплоть до самопожертвования ради великого светлого будущего. Призвали поверить в утопическую мечту, поскольку она никак не сочетается с объективными законами, сущность которых в следующем: более высокий уровень развития общества невозможен без соответствующего высокого уровня развития личности, то есть нельзя построить цивилизованное процветающее общество, при этом ограничив возможности всестороннего развития личности. Но какое дело до этих нюансов почти неграмотной массе населения, чьими руками творился великий социальный эксперимент, необразованность - благодатная почва для убеждения верой, а не знанием, на что и был расчет, который блестяще оправдался. Коммунистическая идея объявлялась верхом совершенства по формуле: “Учение Маркса всесильно - значит, оно верно”.* (Заметим по ходу, что упор в этой формуле делается на силу - 90 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz