Бороздин, В. М. Закат перед рассветом : проблема выбора в судьбе человека и человечества / В. М. Бороздин. – Мурманск : Мурманский Фонд культуры : Бюро информации Северных стран, 1998. – 99 с.

аргументацией более предпочтительное положение человека с точки зрения его прав и возможностей. Последнее едва ли не самое важное, ибо давно и бесповоротно осознано, что подмена убеждения принуждением - самый прямой путь к крушению социальной системы, раньше или позже, вопрос лишь времени. Именно и только убеждение позволяет дойти до каждого члена общества и консолидировать его с другими на решение провозглашенных задач. Ну а поскольку сделать это надо, не ущемляя права других членов и слоев общества, возникает уже некая универсальная для любой идеологии задача убеждения, в которой главенствующая, основополагающая для данной социальной системы идея должна стать привлекательной какими-то своими гранями для людей с разнымуровнем социально­ го благополучия и различными интересами и потребностями. Казалось бы, задача встает неразрешимая - убедить всех. По сути так оно и есть, но в том и заключается хитрое искусство идеологического воздействия: понятное, а главное, желаемое отдельными слоями пестрого по своему составу общества выдать за действительное. И потому любая идеология в своей пропагандистской части строится на приоритете общечеловеческих ценностей в данном обществе, не сориентированных на социальные различия. Главной провозглашается справедливость по отношению к каждому путем своего решения данной идеологической доктриной проблемы соци­ ального равенства. От степени разрешения этой проблемы и зависит убежденность человека вморальности общественной системы, в которой онживет, и соответственно, степень его стремления содействовать ее благополучию и развитию. Что же поучительного в этом смысле дал нам XX век? Русская революция 1917 года проблему социального равенства попыталась разрешить весьма своеобразно. Личность человека в смысле его духовной оригинальности попросту вынесли за рамки самой проблемы. “Единица - ноль”,* - громогласно возвестил великий пролетарский поэт Владимир Маяковский.Одновременно провозгласили принципы: “Решает большинство” и “Большинство всегда право”. Цвет русской интеллигенции, не согласный с подобным ходом вещей, влучшем случае выслали из Советской России, в худшем - морально и физически уничтожали, отправляли в ГУЛАГ на “перевоспитание”. Конечно, советские правители, особенно в период расцвета новой системы, сталинский, прекрасно понимали, что без творческой мысли не достичь экономической мощи державы и научно-технического прорыва, но новую советскую интеллигенцию ставили в строгие идеологические рамки. Отказывая ей в праве на реальное (а не внешнее, формальное, да и то не для всех) духовное самовыражение, им не только - 89 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz