Бороздин, В. М. Закат перед рассветом : проблема выбора в судьбе человека и человечества / В. М. Бороздин. – Мурманск : Мурманский Фонд культуры : Бюро информации Северных стран, 1998. – 99 с.

Таким образом, русская революция XX века предстает, прежде всего, как величайшая трагедия общества, ставшего заложником жестко идеологизированного развития. В свете сказанного важно понять, вчем ущербность любой идеологии, на каком этапе из средства воодушевления и единения людей она перерастает в орудие подавления любых проявлений инакомыслия, проистекающего из естественного стремления личности к саморазвитию. Пример Октябрьской революции 1917 года в России на многие из поставленных вопросов дает ответ. Отметим вкачестве исходного пункта размышлений, что вообще без идеологии общество не может существовать и развиваться. Сущность любого социального устройства заключена в принципах его организации, то есть главных идеях, на основе которых строится система отношений между людьми. Они хорошо просматриваются в социальной эволюциичеловечества: рабовладение с его полным подавлением одной частью людей прав других, вплоть до права считаться человеком; феодальная зависимость, характеризующаяся частичным предоставлением прав угнетенной части населения; торжество частной собственности, построенное на формальном равенстве прав людей, но сочетающееся с фактическим имущественным неравенством и т.д. Естественно, эти принципы отношений начинают эффективно работать, когда они восприняты членами общества, путем одного лишь насилия и угнетения добиться динамичного функционирования общественной системы просто невозможно. Поэтому задача идеологического аппарата власти убедительно доказать всем слоям населения справедливость отстаиваемого ею порядка отношений людей, включая их эксплуатируемуючасть. Более того, власть стремится доказать справедливость и благо действия данных принципов, прежде всего, для последних. Еще одна задача власти - доказать другим сообществам, построенным на отличных принципах, что ее приоритеты социального устройства предпочтительнее и лучше. Отсюда мировое идеологическое соперничество держав, социальных систем, противостояние которых особенно ярко проявилось вXX веке, и прежде всего, в эпоху “холодной войны”. Это был пик торжества возможностей идеологии; соперничавшие сверхдержавы США и СССР сумели, по сути дела, разделить почти весь мир на две социально-экономические общины - свободного предпринимательства (капитализма) и административно- планового хозяйства (коммунизма). Почему в данном случае мы делаем акцент на идеологическом аспекте развития, а положим, не на экономическом, социальном или даже военном. Дело в том, что идея, положенная в основу развития социальной системы, во многом предопределяет содержание и формы реализации всех других аспектов развития. Во-вторых, и это главное, каждая идеология обосновывает своей - 8 8 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz