Бороздин, В. М. Закат перед рассветом : проблема выбора в судьбе человека и человечества / В. М. Бороздин. – Мурманск : Мурманский Фонд культуры : Бюро информации Северных стран, 1998. – 99 с.

но гуманных отношений между людьми, построенных на уважении чужой индивидуальности. А если каждый станет гуманистом по своей сущности, будет гуманным и общество. Вот исход наших рассуждений. Конечно, в теории прийти к выводу значительно легче, чем при его практическом воплощении в жизнь, которая неизбежно корректирует пути к выбранной цели. Человеком в его деяниях правит интерес. В соприкосновении миллионов интересов творится история, оттого она мало предсказуема и подобна привлекательной, но неверной даме. Наивные иллюзии о том, что возможно создать идеальное общество по заранее выработанной схеме, похоже, окончательно уходят впрошлое. Казалось бы, следуя этому реалистическому и от того насквозь пессимистическому взгляду, любые усилия, направленные на совершенствование природычеловека и общества, тщетны. И действительно, добытое знание непосредственно мало что меняет вжизни. Изредка его созидательная мощь проявляется в случае совпадения с интересом людей, которым волею судьбы выпало направлять движение общества, но даже и в этом случае самоохранительно- консервативная природа общества создает серьезные препятствия. Ценность нового, преобразующе-разрушительного знания, прежде всего, в другом: еще и не влияя непосредственно на практическое переустройство мира, оно расширяет представление о нем в умах даже самых непримиримых оппонентов, которые не задумываются в своем яростном отрицании нового, что этим и способствуют его продвижению в жизнь. Ибо в отрицании, как нигде лучше, новое проверяется на истинность, подтверждает свою очевидную преобразующую сущность, по мере выявления которой рано или поздно само общество вынуждено признать ее преимущества и пойти на разрушение старых устоев, препятствующих торжеству нового. Это знание будоражит мысль, помогает увидеть новые варианты развития, независимо от воли отдельных людей расширяет диапазон выбора перед человеком и обществом. А с мысли все начинается, во всяком случае вмире людей. В определенной степени новое знание, переданное его творцом обществу, становится такой же самостоятельной реальностью, как вещи, предметы, окружающие человека. Оно может нравиться или не нравиться, его можно отбросить за ненадобностью, но невозможно уничтожить совсем, потому что оно УЖЕ есть в мире, составляет его неразрывную часть, с которой приходится считаться. Человек как микрокосмос является полнокровно живущей системой, самой высокоорганизованной из известных нам вприроде, потому и производящей самый высококачественный, если можно так выразиться, продукт - МЫСЛЬ, которая в свою очередь несет всебе заряд системного - 85 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz