Бороздин, В. М. Закат перед рассветом : проблема выбора в судьбе человека и человечества / В. М. Бороздин. – Мурманск : Мурманский Фонд культуры : Бюро информации Северных стран, 1998. – 99 с.

материального производства неизвестно во имя чего... Да, можно принять социально­ полезный трудкаккритерий объективной сравнимости вклада каждого вобщественное производство, но при этом он и останется социально, а не ИНДИВИДУАЛЬНО полезным трудом, ибо общество по-прежнему будет диктовать человеку, как жить, насиловать его первозданную и неповторимую сущность. То есть призыв к оценке вклада каждого по социально-полезному труду - это всего лишь призыв к равной степени ДИКТАТА общества по отношению ко всем без исключения личностям, не учитывающего их своеобразия и проистекающих из него возможностей, это оправ­ дание принуждения человека к труду, пусть даже и оправдываемого благородными целями процветания социума, но отнюдь не целями реализации потенциала личностной индивидуальности. Ориентируясь на свои, сугубо прагматические задачи самовыживания в конкурентной борьбе с другими сообществами, данный социум иначе и не может рассматривать человека как всего лишь инструмент, средство, словом, нечто вторичное в развитии. Его не интересует самобытие личности, ему важна только ее материальная отдача, обезличенная, как и все материальное в мире, вот почему и торжествует валовой, количественный подход в оценке вклада человека в общественное развитие. Возможен иной критерий оценки - РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОР­ ЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА личности, открывающий для нее путь свободного и естественного, а не насильно диктуемого бытия и развития. Но пока человечество разделено на конкурирующие общественные системы, вряд ли ему будет дело до этой самой личности, беспрерывная и по большому счету бессмысленная борьба приоритетов сообществ останется символом нашего эволюционного бытия. Впрочем, не все безнадежно. Еще в глубокой древности греки заложили основы истинно гуманистического отношения к личности, учредив Олимпийские игры, на время которых отодвигались в сторону все общественные противоречия, приостанавливались войны, и человек в равноправном и дружеском состязании доказывал свое личностное совершенство в спорте и в искусстве, которое не порождало новых антагонизмов, а наоборот служило укреплению взаимопонимания между народами и отдельными людьми. Этот прекрасный урок древних уважения к Личности не прошел бесследно для человечества, возродившего пока лишь спортивные Олимпиады благодаря Пьеру де Кубертену, чье имя должно стоять среди первых в ряду великих гуманистов Земли. Стремление человечества к единству во имя Человека еще робко, но неуклонно набирает силу. Оно проявляется в деятельности всемирных организаций здравоохранения, науки, культуры и других. И все чаще в современном мире оно диктуется не одними благородными или - 83 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz