Бороздин, В. М. Закат перед рассветом : проблема выбора в судьбе человека и человечества / В. М. Бороздин. – Мурманск : Мурманский Фонд культуры : Бюро информации Северных стран, 1998. – 99 с.

Где зарыты истоки этого различия, вот интересный вопрос, ответ на который смог бы многое прояснить. Накопление духовного богатства - это ПРОЦЕСС труда, который подразумевает субъекта и сферу деятельности, вкоторой он реализует свои усилия. Напротив, накопление материального богатства - это приобретение РЕЗУЛЬ­ ТАТОВ прошлых усилий или иначе, овеществленного труда, которыйуже отделен от субъекта и сферы его непосредственной деятельности и принял законченную форму ввиде каких-либо предметов и даже нематериальных построений (продуктов научного ихудожественного творчества, прикладных программ, руководств кдействию и т.д.). По общему правилу материальное накопление идет параллельно с духовным, хотя процессы эти протекают независимо друг от друга, просто общество в качестве компенсации за духовные усилия, предпринимаемые субъектом в его интересах, выдает последнему пропорциональную затраченным усилиям долю благ, со­ ставляющих основу индивидуального материального богатства. Но возможно и вовсе обойтись без каких-либо усилий, если у субъекта уже имеется определенный запас созданного в прошлом другими продукта труда и овеществленного в капитале или иных материальных ценностях. Именно они являются основой третьей составляю­ щей цивилизованного труда, требующего (в отличие от примитивного первобытного) создания определенных предварительныхусловий (средства производства, авансовые средства на обеспечение жизнедеятельности субъекта, пока им не произведен и не реализован продукт труда и другие). Причем, чем больше духовная составляющая в общем процессе деятельности субъекта, тем более качественныхусловий организации труда она требует, например, для чисто интеллектуальной деятельности необходима высокая теоретическая подготовка субъекта, стоящая огромных предварительных затрат. Средства для их покрытия и предоставляют с выгодой для себя ростовщики, обладающие капиталом, накопленным в прошлом и позволяющим жить за чужой счет в настоящий момент. Однако, получая блага, привилегии, удовольствия, недоступные остальным, они отделяют себя от всеобщего процесса обмена духовными ценностями (накопления духовного богатства, которое возможно только входе собственной, а не заимствованной созидательной деятельности), и при этом не только отделяют себя от других, трудом добивающихся личного благополучия людей, но и приобретают власть над ними, порождая фактическое неравенство. Отсюда очевидно, в обществе, построенном на приоритете материальных ценностей, равенства нет и быть не может. Потому и не срабатывает принцип оценки вклада каждого по “социально полезному труду” как универсальный регулятор равенства прав и возможностей. Человечеству необходимо научиться выделять во вкладе каждого - 81 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz