Бороздин, В. М. Закат перед рассветом : проблема выбора в судьбе человека и человечества / В. М. Бороздин. – Мурманск : Мурманский Фонд культуры : Бюро информации Северных стран, 1998. – 99 с.
Где зарыты истоки этого различия, вот интересный вопрос, ответ на который смог бы многое прояснить. Накопление духовного богатства - это ПРОЦЕСС труда, который подразумевает субъекта и сферу деятельности, вкоторой он реализует свои усилия. Напротив, накопление материального богатства - это приобретение РЕЗУЛЬ ТАТОВ прошлых усилий или иначе, овеществленного труда, которыйуже отделен от субъекта и сферы его непосредственной деятельности и принял законченную форму ввиде каких-либо предметов и даже нематериальных построений (продуктов научного ихудожественного творчества, прикладных программ, руководств кдействию и т.д.). По общему правилу материальное накопление идет параллельно с духовным, хотя процессы эти протекают независимо друг от друга, просто общество в качестве компенсации за духовные усилия, предпринимаемые субъектом в его интересах, выдает последнему пропорциональную затраченным усилиям долю благ, со ставляющих основу индивидуального материального богатства. Но возможно и вовсе обойтись без каких-либо усилий, если у субъекта уже имеется определенный запас созданного в прошлом другими продукта труда и овеществленного в капитале или иных материальных ценностях. Именно они являются основой третьей составляю щей цивилизованного труда, требующего (в отличие от примитивного первобытного) создания определенных предварительныхусловий (средства производства, авансовые средства на обеспечение жизнедеятельности субъекта, пока им не произведен и не реализован продукт труда и другие). Причем, чем больше духовная составляющая в общем процессе деятельности субъекта, тем более качественныхусловий организации труда она требует, например, для чисто интеллектуальной деятельности необходима высокая теоретическая подготовка субъекта, стоящая огромных предварительных затрат. Средства для их покрытия и предоставляют с выгодой для себя ростовщики, обладающие капиталом, накопленным в прошлом и позволяющим жить за чужой счет в настоящий момент. Однако, получая блага, привилегии, удовольствия, недоступные остальным, они отделяют себя от всеобщего процесса обмена духовными ценностями (накопления духовного богатства, которое возможно только входе собственной, а не заимствованной созидательной деятельности), и при этом не только отделяют себя от других, трудом добивающихся личного благополучия людей, но и приобретают власть над ними, порождая фактическое неравенство. Отсюда очевидно, в обществе, построенном на приоритете материальных ценностей, равенства нет и быть не может. Потому и не срабатывает принцип оценки вклада каждого по “социально полезному труду” как универсальный регулятор равенства прав и возможностей. Человечеству необходимо научиться выделять во вкладе каждого - 81 -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz