Бороздин, В. М. Закат перед рассветом : проблема выбора в судьбе человека и человечества / В. М. Бороздин. – Мурманск : Мурманский Фонд культуры : Бюро информации Северных стран, 1998. – 99 с.

прежде всего, компьютерным. Сложность проблемы, видимо, кроется в другом. Для большей части населения, основа благосостояния которой личный труд, критерий Сорокина более или менее объективно срабатывает в цивилизованных демократических системах, однако меньшинство, которое никто не лишал приобретенного ранее богатства, по-прежнему живет под лозунгом “каждому по его капиталу”. Правда, в развитых странах с сильной юридической системой защиты прав личности уже нет прежнего беспредельного и беззастенчивого присвоения себе этимменьшинством прав и привилегий большинства (здесь эпоха накопления капитала всеми возможными способами, включая грабительские и нечестные, давно завершилась), и вусловиях жесткой конкуренции богатые тоже вынуждены трудиться не покладая рук, чтобы не потерять свое достояние, однако фактического (а не юридического) уравнения их в правах и привилегиях с остальными не произошло. Очевидно, что частная собственность, каки природные таланты и дарования, судьбой распределена не всем поровну, а от судьбы, известно, не уйдешь. Однако такие мысли приходят только на ум, скованный понятиями и нормами материального бытия. Мы же обратимся к духовному. Какудалось прояснить выше, кпонятию духовного, интеллектуального достояния нельзя подходить с меркамиматериального. Мы выявили закон духовного обогащения личности, суть которого заключается в следующем: человек приобретает новые, в терминологии Сорокина, умственно-моральные достоинства только в процессе собственной духовной самоотдачи другим и обществу в целом. Грубо говоря, чем больше не скупишься, тем больше обогащаешься. Этот обмен духовными ценностями и есть питательная среда для интеллектуального, эстетического и этического роста личности, проистекающий из самой природы духовности, в корне отличной от материальной природы. Духовное разрушает барьеры между людьми, материальное, напротив, их возводит. И в первом случае мы имеем дело уже с другими людьми, нацеленными не на накопление в старом, материальном смысле (все - себе, под себя), авином (все свое - другим, обществу), при этом личность не только приобретает сама, но и общество должно платить ей признанием за самоотдачу в интересах его процветания. Впрочем, это уже следствие активности личности, а первично условие самоотдачи духовного богатства, ведь омертвленное внутри личности оно перестает быть таковым. Материальное же богатство, напротив, объявленное принадлежащим всем, становится ничьим и быстро разбазаривается, поскольку открывается возможность вследствие неизбежной бесконтрольности над ним присвоить его себе, не затрачивая усилий, какие необходимы при производстве нового богатства. - 80 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz