Бороздин, В. М. Закат перед рассветом : проблема выбора в судьбе человека и человечества / В. М. Бороздин. – Мурманск : Мурманский Фонд культуры : Бюро информации Северных стран, 1998. – 99 с.

и возможно без равномерного распределения знания, моральных и правовых благ?”* Следуя этой логике, Сорокин приходит к выводу, что имущественное равенство, не подкрепленное интеллектуальным и моральным, будет приводить к реставрации отношений эксплуатации одних людей другими и всего другого зла современного общества. Действительно, очень скоро марксистская доктрина социализма, во­ площенная впрактике, подтвердила этот вывод; частная собственность вРоссии была экспроприирована большевиками, провозглашена всенародной, но преобразования обернулись невиданными политическими репрессиями власти против собственного народа, а подавление отдельной личности, лишенной полноты не только имуще­ ственных, но и духовных прав, подавление любого проявления свободомыслия, отступавшего от идеологических догм, стало нормой общественной жизни. Следуя дальше, Сорокин дает определения интеллектуального и морального равенства, совпадающие с нашими представлениями, сформулированными в данном исследовании. “ Интеллектуальное равенство мыслится как обладание более или менее одинаково развитым логикомыслительным аппаратом, а не обладание одинаковыми познаниями”.* И далее: “Форм проявления альтруизма бесконечно много, и каждыйможет и должен здесь делать то, что соответствует его склонностям. Важно только, чтобы все поведение в целом вызывалось и соответствовало заповедям действенной любви".* Но при всем при том Сорокин оговаривается, подводя итог своим рассуждениям: “...полное умственно-моральное уравнение - предел, абсолютный идеал, который, быть может, никогда не будет достигнут”.* Естественно, ряд промежуточных размышлений и выводов автора мыздесь опустили, иначе пришлось бы просто полностью привести всю статью. Но это не столь важно, главное, что Питирим Сорокин сумел во всей глубине обнажить проблему социального равенства людей, понимаемую не только в смысле материального равенства, но и духовного. И теперь необходимо разобраться, насколько “умственно-моральное уравнение” достижимо с помощью критерия “социально-полезного труда”, который Сорокин предложил в качестве инструмента объективного сравнения вклада каждого индивида в общественное благосостояние. Отрицать в принципе его прогрессивную роль в общественном развитии было бы недальновидно и неправильно. Действительно, шкала оценки вклада каждого по труду за последние десятилетия глубоко и детально разработана благодаря новейшим достижениям в области социальной стратификации (основы которой, кстати, заложил именно Сорокин), таки врезультате стремительного научно-технического прогресса, обеспечившего социальные институты, ответственные за точность оценок трудового вклада, мощным инструментарием, - 79 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz