Бороздин, В. М. Закат перед рассветом : проблема выбора в судьбе человека и человечества / В. М. Бороздин. – Мурманск : Мурманский Фонд культуры : Бюро информации Северных стран, 1998. – 99 с.

Далее автор проводит интересный анализ понимания равенства в зависимости от социально-классовой структуры общества на разных этапах развития, исходя из тезиса “в каждом обществе объем прав и преимуществ того или иного сословия, в общем, пропорционален их заслугам по оценке этого общества”.* И здесь ясно прослеживается историческая тенденция роста индивидуализации и объективности оценки вклада каждого в общественное процветание. В древности этот вклад совершенно затушеван, как замечает Сорокин “мерой достоинства индивида была не совокупность его личных качеств и заслуг, а характер тойгруппы, членом которой он был”.* Более того, ценность индивида “ определялась высотой социального положения той группы, излона которой он вышел".* Отсюда, «1) наследственность привилегий или бесправия и 2) религиозно-юридический характер общественной дифференциации древнего общества”.* Соответственно, в первобытном обществе выстраивалась иерархическая пирамида привилегий для отдельных членов и групп сообщества: выше всех чародей-жрец, он же часто и вождь, затем - зрелые мужчины и старики, на нижней ступени - женщины и дети. Напротив, в последующее время система оценки вклада члена общества “определяетсяуже не его принадлежностью к той или иной группе, а его личными свойствами, его индивидуальными заслугами".* И соответственно, разрушался и упомянутый порядок закрепления оценкиличности в зависимости от групповой принадлежности. Сброшена была также ирелигиозная оболочка привилегий, заключавшаяся в формуле “ каждому по степени божественной благодати, почиющей на нем”* и закреплявшая сословно-кастовый характер общества. На смену ей уже в XVII - XVIII веках пришла иная формула: “ Человек - самоцель и ни для чего и ни для кого средством быть не может” * Но процесс уравнивания людей вправах на этом был далеко не закончен. При феодализме он имеет формулу “ каждому по мере его участия в обороне страны от врага, по мере его ратной службы и участия в ееуправлении”* и соответственно полнотой власти и прав располагало дворянское сословие. Однако и его время было не вечно, с ростом городов и промышленности возросла роль капитала, становившегося главной силой, на которой держалось и могущество государства, и преуспевание человека. А значит, полнота прав стала переходить к обладателю материального богатства - третьему сословию, победу которого над дворянством наиболее последовательно закрепила Великая французская буржуазная революция. “ Лозунг “каждому по его заслугам”, — отмечает Сорокин, - приобретает форму “каждому по его капиталу”.* И, наконец, Сорокин вплотную подходит к современности и выдвигает свой прогноз. С его точки зрения на место капитала, как критерия оценки заслуг и - 77 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz