Бороздин, В. М. Закат перед рассветом : проблема выбора в судьбе человека и человечества / В. М. Бороздин. – Мурманск : Мурманский Фонд культуры : Бюро информации Северных стран, 1998. – 99 с.
проблема социального равенства это и есть проблема баланса общественных и личностных интересов во имя гармоничного и оптимально эффективного развития. Перед нами не стоит цель провести глубокий исторический анализ генезиса данной проблемы, но важно понять закономерности, тенденции, чтобы попытаться на фундаменте прошлого провести нить в будущее, опираясь на выявленные в предыдущих рассуждениях особенности становления и формирования современной личности. Более того, сместить традиционные акценты исследований, концен трировавшиеся, главным образом, на примате общества над личностью, и посмотреть, как активная роль последней может влиять на бытие социума. С крушением тоталитарной коммунистической системы в Советском Союзе, не терпевшей инакомыслия, в Россию начинают возвращаться труды западных исследователей, внесших в решение проблемы равенства значительный вклад. Один из них американский социолог Питирим Сорокин, по происхождению русский, активно участвовавший в научном и политическом процессах России до Октябрьской революции 1917 года и сразу после нее, но вынужденный вскоре, в 1922 году, покинуть свою страну навсегда. Еще до смены режима он издал вПетербурге книгу “Проблема социального равенства”, в которой получили всестороннее отражение интересующие нас вопросы. Сорокин попытался предположить, каков будет критерий уровня равенства людей в обществе будущего, правда, оговорившись, что его ответ, каквсякий прогноз, будет гадательным. Но тем не менее эти мысли представляют большой интерес. Вот почему стоит подробнее остановиться на разделе “Проблема социального равенства и социализм”* упомянутой выше книги, ибо внем не только проясняется сущность рассматриваемой проблемы, но по своему ставится и вопрос, заявленный в начале данной главы. Исходный тезис Сорокина заключается в том, что социальное равенство можно рассматривать двояко.* В одном случае имеется в виду равенство как “полное тождество одной личности другой”,* его Сорокин категорически отрицает какчистую утопию, что, думается, и не требует особых доказательств. И по мнению ученого “мораль этого равенства является раздачей премий невежеству, болезни, пре ступности и т.д. и ведет к полному застою культуры и ее приобретений”.* Остается всего одна возможность: равенство “в смысле пропорциональности социальных благ заслугам того или иного индивида''.* Формулами последнего являются следующие: “Каждому - по заслугам”, “Каждому по мере выявленных сил и способностей”, “Каждому по мере таланта”.* - 76 -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz