Бороздин, В. М. Закат перед рассветом : проблема выбора в судьбе человека и человечества / В. М. Бороздин. – Мурманск : Мурманский Фонд культуры : Бюро информации Северных стран, 1998. – 99 с.

словами, при посредничестве учителя, причем, скорее вроли эксперта или арбитра в оценке всех операций, самостоятельно предпринимаемых личностью, происходит всестороннее развитие ее интеллекта, чувств, воли, но с одновременным выявлением индивидуального сочетания элементов данной триады. И это важнее в процессе обучения и воспитания личности самого конкретного выбора в ситуации, поскольку вданном случае она имеет условный, может, игровой характер. Подчеркнем еще раз, в учебе главное не принятое решение, а сама личность, ее добровольное и естественное утверждение в собственных индивидуальных приоритетах, которые процесс выбора проясняет, корректирует беспристрастнее любого учителя. Осознав свои способности и возможности, личность скорее выйдет на путь социального самоопределения, и сама же, если общество жестко не ограничит ее в дальнейшем выборе, определит, из каких областей знания и практики ей черпать необходимую для своего развития информацию (и даже если общество жестко ограничит выбор, обретшая уверенность личность будет сознательно бороться против чрезмерных ограничений, отстаивая свою независимость и право на реализацию своей индивидуальности). Следуя собственным неповторимым путем, исходя из личных установок, она будет соответственно строить свою жизнь, допуская вмешательство (насилие) общества по отношению к себе вминимальной, оправданной степени, ибо ограничения обществом ее свободы неизбежны, весь вопрос, чтобы это вмешательство не переходило допустимую грань. Интересно в связи с этим отметить, что право личности на свободу выбора образования постепенно начинает осознаваться в общественном мнении. В одной из передач общественного Российского телевидения “Очевидное - невероятное” из цикча, касающегося перспектив развития человечества вXXI веке, участники дискуссии об­ суждали проблему образования в будущем. Известный ученый и политик ректор Государственного архивного университета Юрий Афанасьев высказал близкую к нашей точку зрения: предоставление возможности выбора (имеется в виду выбор самими студентами научных дисциплин при обучении в высших учебных заведе­ ниях) - это и есть одна из форм демократизации высшей школы. То есть на высшей стадии образования, вузовской, уже признается право на индивидуальный выбор знаний студентом. Это несомненный прогресс, но я убежден, что в современных условиях свободу индивидуального обучения надо предоставить личности намного раньше, как можно раньше, естественно, не в полном объеме, но по меньшей мере настолько, чтобы личность смогла определиться, почувствовать интерес к саморазвитию, смогла научиться противостоять общественным стереотипам, - 74 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz