Бороздин, В. М. Закат перед рассветом : проблема выбора в судьбе человека и человечества / В. М. Бороздин. – Мурманск : Мурманский Фонд культуры : Бюро информации Северных стран, 1998. – 99 с.
приветствовать и поощрять, но, предоставляя ученику возможность самому разобраться, в чем сила и слабость его позиции. На этом этапе личность должна начать осознавать реальный, а не иллюзорный потенциал своих интеллектуальных возможностей и уже задуматься, как его совершенствовать. Центральная задача ситуации выбора - принятие решения. Наряду с тем, что в этом процессе происходит дальнейшее развитие способностей личности к анализу, добавляется фактор ответственности за выбираемый план предстоящих действий. Понятно, что данныйэтап серьезно влияетнаразвитие волевыхустановокпобуждения личности к действию, ибо, как справедливо отмечал в свое время Дейл Карнеги: “Наша беда не в неграмотности, а в бездействии”.* Со стороны учителя очень важно показатьученику, что недостаток одних качеств вличности возможно компенсировать другими и с помощью других людей. Это своеобразная внутренняя демократия личности, которая не абсолютизирует и превозносит свои способности и воз можности, а пытается трезво оценить их, сопоставить с возможностями других и обратиться к ним за помощью. Со стороны учителя в этот момент очень важно показать ученику, что недостатоккаких-либо качеств отнюдь не обязательно уязвимое место индивидуальности, надо уметь компенсировать их другими способностями, кстати, именно такой подход и ободряет ученика, и вселяет внем уверенность всвоих силах. Предположим, если вличности от природы слабее волевое начало, но сильно развито интеллектуальное, возможна одна тактика действия - аргументированное убеждение партнеров или возможных союзников в преимуществах своего варианта решения ситуации выбора с тем, чтобы с их помощью воплотить его вжизнь илиже целиком передоверить выполнение решения другим. Напротив, личности с преобладанием волевого начала необходимо доказать (или показать), что без глубокого анализа вариантов выбора, опять же, возможно, с привлечением других лиц, более приспособленных к анализу, она может совершить необдуманные ошибки. Как видим, в первом случае для личности открыт путь делегирования непосредственного действия другим, во втором - путь консультирования с аналитиками. Конечно, вариантов принятия решения может быть неисчислимое множество, и учителю важно открыть их перспективу перед учеником, не лишая его права выбора, а главное, показывая ему, что в любой ситуации надо уметь воспользоваться более сильными сторонами своей индивидуальности и через это обретать уверенность в себе, позволяющую нести бремя ответственности за выбор, преодолеть страх перед ним, научиться грамотно прибегать к социальному партнерству в ходе принятия решения и его реализации и многому другому. Иными - 73 -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz