Бороздин, В. М. Закат перед рассветом : проблема выбора в судьбе человека и человечества / В. М. Бороздин. – Мурманск : Мурманский Фонд культуры : Бюро информации Северных стран, 1998. – 99 с.

Процесс выбора является самым разносторонним и беспристрастным учителем для личности, что хорошо прослеживается при рассмотрении его стадий. Очевидно, что выбору предшествует изучение ситуации с целью выявления возможных вариантов ее разрешения. В истоке этого процесса - сбор необходимой информации о происходящем, требующий отличности, прежде всего, элементарного любопытства. Пробудить в зарождающейся личности интерес, вкус к информации об окружающей жизни - такова первая задача учителя. И решать ее он должен, сразу же ориентируясь на природную индивидуальность ученика: его интеллектуальные, волевые и эмоциональные возможности. Необходимо попытаться сразу распознать, какие из этих сторон личности сильнее, а какие менее выражены, и соответственно, строить индивидуальнуюмодель ее контакта с действительностью, опираясь на ее более сильно выраженные способности, показывая личности, что этим путем она скорее обретет уверенность в своих силах и добьется результата. Конечно, теоретически учителю с его жизненным и профессиональным опытом удастся быстрее понять, в чем своеобразие личности ученика, чем ему самому, но это не означает, что он должен навязать последнему собственное представление о его способностях. Каждый следующий шаг на пути выявления своей индивидуальности ученик должен предпринимать сам, учитель лишь задает направление поиску, причем допуская, что его предположение может быть и ошибочным. Это своеобразная проверка для обоих на истинность своих предположений. Сбор информации какформа контакта с миром уже сам по себе начнет служить развитию личности, закладывая в нее такие качества какобщительность с людьми, добросовестность и основательность в систематизации фактов и многое другое. А главное, перед ней начнет раскрываться само богатство явлений жизни, пробуждающее интерес и любознательность. Далее следует оценка информации с позиции поставленной задачи выбора решения в предлагаемой ситуации. Это развитие навыков анализа явлений, что закладывает основу умения мыслить и ориентироваться в них. Роль учителя на данной стадии - поддержать самостоятельность ученика в логическом поиске и помочь в оценке его результатов, при этом не делая за него правильные выводы в случае ошибок, а побуждая кдальнейшему анализу. Возможен совместный анализ просчетов. При этом важно показать личности все разнообразие возможных вариантов разрешения ситуации, подчеркнув, что широта его зависит во многом и от самой личности, в силу своей индивидуальности способной предложить неожиданные пути с точки зрения общепринятой логики. Даже в случае маловероятности принятия решения, предложенного юной личностью, стремление к обоснованию его надо - 72 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz