Бороздин, В. М. Закат перед рассветом : проблема выбора в судьбе человека и человечества / В. М. Бороздин. – Мурманск : Мурманский Фонд культуры : Бюро информации Северных стран, 1998. – 99 с.

отношению к нему установки общества (в лице учителей и наставников в самом широком смысле вплоть до средств массовой информации), а на свою инди­ видуальность, в которой запрограммированы его способности и возможности, максимальная реализация которых достаточно ясно прочитывается в определенных областях человеческой деятельности. В самом общем виде сначала ему предстоит определиться по части склонности к гуманитарным или естественным наукам, кабст­ рактному творчеству либо, напротив, к практической деятельности и т.д. Согласно нашим воззрениям, все эти способности и таланты зависят от индивидуальной структуры личности, в основе которой лежит то или иное сочетание трех составляющих: воли, интеллекта и чувств. Понятно, этот или подобный трактат о сущности индивидуального становления иразвития юному человеку еще не доступен, потому учительская поддержка особенно необходима на стадии самоопределения личности, но новая роль учителя намного ответственнее и сложнее, чем простого проводника общественного опыта. Такому учителю-воспитателю не обойтись без глубоких знаний философии и психологииличности, да и рядадругих отраслей челове­ коведения. Наконец, сама методика научения самовоспитанию и самообразованию вкорне отличается оттрадиционных подходов, нередко сориентированныхна простую передачу информации. Сердцевина ее - обучение ученика путем выбора им самим решения в предлагаемых вариантах той или иной ситуации, что, в сущности, уже широко практикуется в компьютерном обучении, тестировании, игровых формах занятий... Но своеобразие развития навыков самообучения и самосовершенствования в целом состоит в том, что ситуации выбора должны быть скорректированы уже учителем на конкретную личность, чтобы она сумела сориентироваться в своих ин­ дивидуальных качествах, выделяющих ее из массы людей. Потому и отношения в процессе занятий между учителем и учеником меняются: от подчиненности и зависимости последнего от первого они переходят кпартнерству, в процессе которого не только ученик постигает нечто новое для себя, но и учитель более озабочен не передачей информации в виде знаний, а распознаванием индивидуальности своего подопечного. В его работе становится меньше рутинности, связанной с повтором разным поколениям учащихся однообразной информации, и больше сил и времени отводится исследовательскому началу. А малоприятные, не отвечающие достоинству каждойличности обязанности решать за нее, какдальше интеллектуально развиваться, передаются самому беспристрастному учителю, даже арбитру - выбору, ибо сам процесс последнего со временем становится главенствующим в формировании самостоятельности личности. - 71 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz