Бороздин, В. М. Закат перед рассветом : проблема выбора в судьбе человека и человечества / В. М. Бороздин. – Мурманск : Мурманский Фонд культуры : Бюро информации Северных стран, 1998. – 99 с.
принцип отношений, строящийся на приказе, но в армии такой подход имеет свое оправдание. А в результате само же общество несет колоссальные потери из-за неправильного в процессе воспитания и обучения ориентирования личности относительно своих способностей и возможностей, приводящего к снижению ее творческой отдачи социуму. Не меньше страдает и личность, не научившаяся определяться в жизни и к тому же насильственно обремененная огромным количеством знаний, которые ей просто не пригодятся, а случается, и навредят. Известный ученый, врач А. Залманов справедливо замечает: “Современная школа выпускает физически усталых объектов, интеллектуально обезличенных, лишенных чувства гражданственности, чувства ответственности”.* Ему же, остро ставящему вопросы совершенствования системы воспитания и образования с медицинской точки зрения, принадлежит следующее высказывание: “Настоящая профилактическая медицина должна способствовать организации такого начального, среднего и высшего образования, при котором не будет загружаться память детей и молодых людей, оживится их учеба, сократятся программы, стимулируя у учащихся интеллектуальное любопытство”.*До поры до времени, когда темпы общественного прогресса, задаваемые интеллектуальным развитием общества, были терпимыми для личности, конфликт познания мира ею удавалось приглушить. Но сегодня, на пороге XXI века, когда ускорение общественного развития породило немыслимо огромный для отдельного человека поток информации, проблема встает драматически остро: современная личность просто не в состоянии по своим интеллектуальным возможностям воспринять информацию о достижениях во всем спектре деятельности человечества. И никакие самые мудрые пророки не смогут определить идеальную программу обучения личности, всесторонне охватывающую сферу знаний. Дело до сих пор яростно спорящих по этому поводу педсоветов, увы, обречено. И, вероятно, их, привыкших решать все и вся за своих учеников, эта новость повергнет в шок. Однако шок будет куда большим, когда они узнают, что предлагается взамен. А именно, отказ от любезного им количественного подхода к обучению и воспитанию, ба зирующегося на стремлении дать как можно больше информации ученику. Позиция: что заложить в его багаж знаний и опыта заменяется позицией: КАК научить ученика самостоятельно отбирать в багаж необходимое именно ему. Иначе говоря, ориентация на общественный тип обучения (одно и то же - всем) заменяется ориентацией на личностный тип обучения (каждому - свое). Формулу последнего мы прояснили выше и теперь уместно просто напомнить ее: ученик постепенно делает выбор в пользу необходимых ему знаний, ориентируясь, прежде всего, не на внешние по
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz