Бороздин, В. М. Закат перед рассветом : проблема выбора в судьбе человека и человечества / В. М. Бороздин. – Мурманск : Мурманский Фонд культуры : Бюро информации Северных стран, 1998. – 99 с.

личности в океане духовного наследия, способствовать и побуждать ее к самостоятельным решениям, отвечающим ее природной оригинальности, вплоть до превращения этой способности в потребность самосовершенствования, самовыражения и самореализации. Идя по этому пути, личность добровольно и соз­ нательно вберете себя ценный общественный опыт, но уже не как нечто почерпнутое или того хуже, навязанное извне, а как собственное достояние. Вспомним Бердяева, настойчиво утверждавшего: “...общество есть частьличности, ее социальная сторона, как и космос есть часть личности, ее космическая сторона”.* Об этом же все время долженпомнить иУчитель. Тогда он достойно выполнит свою миссиюи своевременно уйдет со сцены воспитания и обучения, ведь для него станет очевидным, что ученик, благодаря приобретенному умению и мужеству делать выбор, сам для себя стал учителем. В связи с кардинальным переосмыслением нами проблем воспитания и обучения как проблем самовоспитания и самообразования личности предстоит пересмотреть методологию организации и ведения данных процессов. Не будет преувеличением сказать, что до сих пор задачи формирования личности рассматривались, главным образом, с позиции - ЧТО заложить в багаж знаний и опыта человека, и, соответственно, упор делался на отборе образовательной и педагогической информации. Всевозможные ученые и педагогические советы корпели над планами учебных программ, яростно отстаивали те или иные дисциплины школьного и вузовского обучения в так называемых творческих планах, шарахались от приоритета в них ес­ тественных наук к гуманитарным, от преобладания теории в обучении к практике и наоборот. Результат, увы, почти всегда был печальный: сетки учебного времени хронически не хватало и не хватает, чтобы объять необъятное. И начинали резать “по живому”, в итоге порождая новые страстные споры между сторонниками разных подходов к обучению. Шли за советом в высокие академические инстанции, в вузы, во властные и политические структуры, круководителям производств, словом, ккому угодно, кроме тех, ради кого ломались все копья - самих обучаемых. В педагогике сложилась стойкая традиция: объекты обучения неизменно воспринимать как ПАССИВНУЮ составляющую процесса, якобы исходя из их очевидной возрастной незрелости, житейской неопытности и просто неграмотности. Отсюда принцип диктата учителя над учениками, лежащий в основе консервативной, закостенелой и во многом Догматической организации процесса обучения и воспитания. Недаром же по консервативности подходов систему образования нередко сравнивают с армейской, где действия людей жестко регламентированы уставами, в основе которых заложен - 69 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz