Бороздин, В. М. Закат перед рассветом : проблема выбора в судьбе человека и человечества / В. М. Бороздин. – Мурманск : Мурманский Фонд культуры : Бюро информации Северных стран, 1998. – 99 с.

песталоцциевские воспитательные приемы не в силах из природного олуха сделать мыслящего человека: никогда! - олухом он родился, олухом и умрет”.* При таком раскладе естественным образом разрешается и вопрос о субъективном факторе вос­ питания, а именно - об учителях. Хотим мы того или нет, учителя - носители и передатчики опыта прошлого, они сковывают саморазвитие личности не только статичными знаниями и представлениями, но и своим индивидуальным поведением. Немногие из них обладают умением дать личности возможность осознать себя как самоценность. Гораздо чаще учителя вырастают для неокрепшей в своей ин­ дивидуальности личности в авторитет, который подавляет ее самостоятельность. Как ни печально, чем способнее носитель такого авторитета, тем больше его притягательность для ученика. Более того, подражательски перенимая сугубо индивидуальные ценности учителя, ученик может серьезно утратить ориентацию в жизни, начнет развиваться в плену чужих представлений, не исключено, иллюзор­ ных по отношению кдействительности. Тогда более позднее отрезвление реальностью бытия, когда учитель сойдет со сцены, будет драматичным по своим последствиям. Внешне представляется, что с помощью субъекта-учителя мы лишь облегчаем для ученика процесс воспитания и обучения, на самом деле, по общему правилу, первый тоже является проводником общественной установки на подавление личностной индивидуальности, и если это у него получается отлично, формируется во всем послушный данным социальным условностям человек. К счастью, в жизни все сложнее: талантливый учитель чаще всего сам по себе яркая личность, а она способна не только очаровывать, вызывать стремление к подражанию, но, прежде всего, способна уважать чужую индивидуальность не менее чем свою. Потому рядом с истинно выдающейся личностью и вырастают не бледные ее копии, а оригинальные таланты. В развитие сказанного уместна постановка вопроса об объективности Учителя жизни, способного привить ученику умение адекватно, а не иллюзорно воспринимать все многообразие противоречивой действительности. Но трудно ожидать объективности, если речь идет о конкретном индивиде с его личными достоинствами и слабостями. Выход один - вывести напрямую формирующуюся личность на контакт с действительностью, сведя при этом кминимуму посредничество учителя. Недаром же говорят: лучший учитель - сама жизнь. Предложенное становится возможным, когда у рождающейся личности появляется право на выбор. При этом коренным образом пересматривается и роль учителя в воспитании и обучении ученика: быть не простым трансформатором опыта прошлого, а создавать условия выбора для - 68 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz