Бороздин, В. М. Закат перед рассветом : проблема выбора в судьбе человека и человечества / В. М. Бороздин. – Мурманск : Мурманский Фонд культуры : Бюро информации Северных стран, 1998. – 99 с.
самой неизбежности и беспрерывности изменения и развития мироздания. А отсюда и естественное право личности с ее уникальной индивидуальностью на творчество нового, обгоняющего и обогащающего добытое предшественниками знание. Обучение и воспитание личности - одна из важнейших функций общества, но это всегда грандиозный конфликт между прошлым и будущим. По сути же, упомянутые процессы неразрывны между собой и они закрепляют в сознании личности опыт ПРОШЛОГО (знания, умения, навыки, поведенческие нормы...), а ей предстоит действовать (или она уже действует) во имя БУДУЩЕГО, ближайшего или отдаленного. Печать прошлого на знании признак его застылости, окостенелости на фоне беспрерывно происходящих изменений в жизни. Поэтому любое воспитание и обучение, наряду с его прогрессивной ролью, выражающейся в расширении кругозора личности, по природе своей, увы, консервативно, ибо также невольно навязывает ей вчерашние установки мышления и действия, и в отличие от кругозора, сужает ее мировоззрение как основу для предстоящей деятельности. И в этом объективно проявляется ущербность любого воспитания и обучения. Опыт прошлого неизбежно статичен, потому что динамика нынешнего момента ему не подвластна. Эта динамика проявляется в действии - стимулировании движения жизни, которое осуществляет только личность. Она - связующее звено между законченным прошлым инарождающимся будущим, и если не учитывать ее собственный потенциал активного влияния на жизнь, развитие зайдет в тупик. В свете изложенного, встает естественный вопрос: а каково же тогда должно быть воспитание и обучение, чтобы они не сковывали активность личности? Ответ таков: эффективно лишь то воспитание, в процессе которого личность играет не пассивную роль поглотителя общественных норм и правил, возведенных в догмы, а активно переосмысливает предлагаемый ей набор поведенческих установок и выбирает те, которые соответствуют ее духовному естеству. И это воспитание в значительной степени уже САМОВОСПИТАНИЕ личности. Аналогично и с обучением: прогрессивны лишь те его формы, которые побуждают личность к САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ. По большому счету сказанное означает, что определяя свое место в мире (обществе) для всей последующей жизни, личность Должна искать его не во внешней среде (полагаясь целиком на авторитеты), а, прежде всего - в глубинах собственной индивидуальности, которая и определяет созидательную неповторимость ее жизненного пути. По этому поводу Шопенгауэр замечает: “...как наша моральная, так и наша интеллектуальная ценность не заимст вуются нами извне, а исходят из глубины нашего собственного существа, и никакие - 67 -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz