Бороздин, В. М. Закат перед рассветом : проблема выбора в судьбе человека и человечества / В. М. Бороздин. – Мурманск : Мурманский Фонд культуры : Бюро информации Северных стран, 1998. – 99 с.
ощущают справедливость его крылатого изречения, ведь муки творчества не что иное, как стремление адекватно выразить себя путем преодоления консерватизма и бедности языка выражения (читай - общественной усредненности). Обратим внимание, как незаметно, неосознанно и для воспитателей, и для воспитуемой личности общество через обучение ребенка говорить навязывает ему свои стандарты и нормы. Затем процесс социализации личности становится гораздо явственнее и грубее, хотя и продиктован он все теми же, не вызывающими сомнений потребностями адаптации личности вжизни. Очевидный изъян здесь один: прививая ей те или иные нормы знаний, поведения, морали, законопослушности, с мнением ее самой общество обычно мало считается, ибо для него эти нормы незыблемы. Так учителя (в самом широком смысле слова) обучают ребенка правилам вежливости - набору внешних привычек поведения, не утруждая себя разъяснением, что эта оболочка благопристойности, порой, служит общественной ширмой совсем неблаговидных замыслов и поступков. Переходят к усвоению принятой морали, которая, как правило, тем и удобна, что устраивает всех, но позволяет каждому по отдельности мало считаться с ее нормами. А уж с впитанной моралью недалеко и до формальной законопослушности, на которой держится вся справедливость и несправедливость существующего общественного устройства. Смотришь, для собственного выбора личности в этой отлаженной, детально разработанной системе места нет, остается только подчиниться ей, то есть, согласиться с повседневным насилием над собой общества, о чем мы говорили выше. Еще утонченнее проис ходит воспитание личности в интересах общества путем обучения различным научным дисциплинам, начиная с естествознания и кончая обществоведением. Здесь ставки куда выше. Для убеждения в истинности знаний последнего привлекается весь авторитет данного конкретного общества, а в первом и вообще планка поднята выше некуда: привлечен многовековой опыт человечества, подтвержденный практической деятельностью. Ивроде бы объективность доказательств ивыводов, предписываемых личности для усвоения, в этом случае вообще не подлежит сомнению. Но приходит час прозрения и для человечества, суть которого всегда одна и та же: любое знание относительно, что подтвердил в нынешнем веке Альберт Эйнштейн своей теорией относительности, опрокинувшей незыблемость постулатов классической механики. Конечно, я далек от призывов отрицать силу добытого человечеством знания при обучении личности, речь о другом. Даже при усвоении законов естественного развития мироздания за ней должны оставлять право на сомнение в их абсолютной завершенности для бытия, ибо ничего абсолютного в природе не существует, кроме - 66 г
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz