Бороздин, В. М. Закат перед рассветом : проблема выбора в судьбе человека и человечества / В. М. Бороздин. – Мурманск : Мурманский Фонд культуры : Бюро информации Северных стран, 1998. – 99 с.
что самое существенное. Кажется, доктор Бенджамин Спок, посвятивший свою деятельность вопросам становления и развития личности в раннем возрасте, пришел к выводу, что ее фундамент начинает закладываться буквально с момента рождения, и в первые 3-5 лет она приобретает столько, сколько не набирает за всю оставшуюся жизнь. Впрочем, за точность авторства данного подхода кличности не ручаюсь, но во всяком случае именно Спок заявил: “...каждый ребенок - личность, которую надо уважать”.* Целиком солидарен с этим глубоким выводом, но очень важно понять, почему он так актуален. И здесь мы приходим крассуждениямо степенях и стадиях влиянияобщества на личность. Только что родившийся ребенок подобен чистому листу бумаги, на котором не написано еще ни одного слова. Стоп. Вот мы и назвали невольно то, с чего начинается воздействие общества на оригинальную, но еще не проявившуюся почти ни в чем индивидуальную сущность личности. Язык речевого общения становится первой оковой развития индивидуальности, какэто ни странно, учитывая, что без него вообще невозможно как самоопределение личности в своем духовном росте (через символы языка формируются все исходные и последующие понятия и представления), так и ее социальное самоопределение (через контакт с миром). Налицо очередной парадокс: то, благодаря чему мысамоопределяемся в общественной среде, нас же и сковывает в индивидуальном развитии. Но это на поверхностный взгляд, на самом деле, парадокса нет: там, где личность хоть в какой-то мере вступает в контакт с обществом, ограничения выражения ею своей индивидуальности неизбежны. А язык едва ли не самый яркий показатель социальных отношений и по своему про исхождению, и по назначению. В чем проявляются его ограничения? Родной язык выражения, прежде всего, доступен своему народу, и в гораздо меньшей степени всему остальному человечеству, это первый барьер, разделяющий мировое сообщество на части, из-за чего личность уже пространственно ограничена в своем беспредельном порыве к самовыражению. А во-вторых, и это главное, всякий язык представляет собой определенную речевую систему, сложившуюся веками и функционирующую по строго определенным правилам, отражающим состояние и Уровень развития данного социума. Потому выражая свои мысли и чувства другим, человек уже вынужден формулировать их в нормах данного языка, что невольно ведет к обеднению, упрощению, некоей стандартизации всего неповторимого богатства его внутреннего духовного содержания. Недаром же поэт-философ Федор Тютчев очень тонко и в то же время основательно заметил: “Мысль изреченная есть ложь...”* И кстати, именно люди литературного труда наиболее остро и болезненно - 65 -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz