Бороздин, В. М. Закат перед рассветом : проблема выбора в судьбе человека и человечества / В. М. Бороздин. – Мурманск : Мурманский Фонд культуры : Бюро информации Северных стран, 1998. – 99 с.
Ивсе-таки новое, рано или поздно, прокладывает себе дорогу вжизнь, стимулируя ее развитие, а общество не просто вынужденно признает созидательный характер данной новизны, но чаще всего, запоздало приветствует творца ее - личность. Это противоречие развития вытекает из противоречия между свободой и целесообразно стью. Последняя всегда конкретна во времени и в пространстве. Что это значит? А то, что целесообразность не допускает каких-либо временных смещений действия (в прошлое или в будущее) и изменения характера самого его развития (только так, а не иначе). Следовательно, новое, означающее по Бердяеву, прорыв, разрыв в системе причинно-следственных связей, просто в них не вписывается. Иное дело, условия свободы личности. Прежде всего, это ее внутренняя свобода - замкнутая в ней самой, аеще точнее - в ее сознании. Ипотому она имеет абстрактный характер, допускающий любые манипулирования с возможным действием путем предположения ситуации. Всознании возможно обогнать время, а само действие и его последствия рассмотреть в различных вариантах, выбирая пусть и нереальное с точки зрения конкретной причинно-следственной обусловленности решение, но более перспективное, даже революционно-преобразующее для всего развития. Таково великое свойство разума. - свобода созидания явлений жизни, делающее его могучим инструментом творчества во имя развития. И оттого личность в своем творчестве нового всегда обгоняет конкретное время ( примитивную целесообразность) и просто вынуждена вступать в конфликт с обществом, руша систему сложившихся в нем связей. С точки зрения текущего момента (и общества, замкнутого на него) это деструктивная деятельность. С точки зрения будущего (и личности, стремящейся его предопределить) - созидательная. Если объединить эти точки зрения с третьей позиции - всеобщего и неизбежного развития - мы получаем сущностную формулировку: новизна - это СОЗИДАТЕЛЬНАЯ ДЕСТРУКТИВНОСТЬ. Чем глубже восприятие обществом этой формулировки, тем больше у него шансов устоять в своем развитии, своевременно изменяясь в соответствии с новыми реалиями жизни. А что в практическом смысле подразумевается под этим восприятием? Уважение к личности, творящей новое, которое проявляется в предоставлении ей обществом права и возможностей на свободное творчество, и того больше - права на выражение ею нового (продукта творчества) в общественном бытии, иначе говоря - прававыбора. Последнее иявляется трансформацией свободы личности, как абстрактного бытия в собственной духовной неповторимости, в реальную свободу ее общественного бытия. Если подытожить сказанное, то реализация выбора личности в общественном бытии - это и есть реализация ее творческого потенциала во имя обновления и развития всего сущего в - 63 -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz