Бороздин, В. М. Закат перед рассветом : проблема выбора в судьбе человека и человечества / В. М. Бороздин. – Мурманск : Мурманский Фонд культуры : Бюро информации Северных стран, 1998. – 99 с.

пассивного бытия личности вмире - только осознать необходимость, то есть причинно- следственную зависимость всего и вся и подчинить себя ей. Свободы творчества личности (а какой-то иной свободы, по моему убеждению, вытекающему из всего сказанного выше, и не существует) в марксистской формуле места нет. Какмы знаем, взамен его марксисты выдвигают идею творчества передового класса (пролетариата), то есть речь опять идет о преобразующей активности общественного образования, чью консервативную, вторичную и эгоистичную по своей природе сущность мы осветили вполне достаточно. И как бы справедливо ни упрекали марксизм за политическое подавление свободы личности, суть вопроса не в этом, она глубже: свобода в марксистской трактовке понятия - это по сути несвобода, а все та же причинно-следственная целесообразность, если рассматривать проблему в философском аспекте. И, следовательно, самостоятельная, точнее - самосущностная активность личности марксизмом просто игнорируется. В чем нельзя не согласиться с марксистами, так в утверждении, что абсолютной свободы не существует, она в этом случае просто теряет смысл. Свобода проявляется и существует во имя чего-то. Во имя чего? Следуя нашей логике рассуждений, ради появления нового в жизни, дающего импульс всеобщему развитию. А поскольку творцом нового является только личность, то свобода - непременное условие ее реализации. На этом моменте заострим особое внимание. Свобода - это отступление, отказ от тотальной причинно-следственной обусловленности, не допускающей многовариантности - вот в чем суть, которую никогда не признает нетворческий ин­ дивид, привыкший следовать общему правилу функционирования социума. А поскольку общественное мнение сориентировано на такого, средних способностей и возможностей индивида, то действие в условиях свободы им, этим мнением, воспринимается как нонсенс, ибо оно не подчиняется привычному (или принятому) ходу вещей и логике жизни. Но этого мало. Такое действие (или только заявление о намерениях) деструктивно по отношению к сложившимся общественным установлениям, что означает его покушение на механизм функционирования общественной системы - причинно-следственную целесообразность. И потому простое невосприятие действия в условиях свободы перерастает в его активное общественное неприятие, что и приводит к тем или иным формам гонения и преследования творческой личности. Иными словами, общественная оппозиционность новому имеет объективный характер - об этом всегда надо помнить творческой личности, подчас сосредотачивающей свои усилия против какого-либо субъекта, яростно отрицающего ее деяния, видя лишь в нем причину своих бед. - 62 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz