Бороздин, В. М. Закат перед рассветом : проблема выбора в судьбе человека и человечества / В. М. Бороздин. – Мурманск : Мурманский Фонд культуры : Бюро информации Северных стран, 1998. – 99 с.

процесс, измеряемый тысячами и миллионами лет. Только разум способен фантастически стремительно делать выбор, причем, самостоятельно находя илидаже создавая разнообразие вариантов действия, несущих в себе элементы новизны для ускорения темпов и совершенствования качества развития. А что можно сказать в этом отношении об обществе - организованном объединении индивидов? Природа компромисса, на котором держится это объединение, что мы тоже прояснили, противится всему новому, деструктивному к существующей структуре общественных связей и отношений (социальной системе), а, следовательно, противится и активности творца нового - личности, выражающейся встепени ее свободы действий. Отсюда следует, что общество, также, как и природу, восновном устраивает несвобода выбора - причинно-следственная целесообразность. Оно, конечно, не следует ей слепо, и даже нередко отступает от нее, поскольку в социальном бытии действуют и свои специфические закономерности, отличные от природных, но и здесь торжествует правило ориентации на жесткую заданность выбора: за определенной причиной должно следовать вытекающее из нее следствие. То есть природа общественного компромисса близка к естественной целесообразности, но допускает отдельные отступления, задающие импульс и форму общественного развития: либо оно прогрессивно, если удается даже урезанную со­ гласием индивидов новизну внедрить в социальные отношения либо регрессивно застойно, если постоянно повторяется полный отказ от новизны. Попытаемся глубже понять, почему столь сильно в обществе тяготение к естественной целесообразности. При обсуждении того, какой вариант решения принять, субъекты общественной дис­ куссии должны общаться на каком-либо одном языке, иначе к пониманию друг друга исогласию не прийти. Речь вданном случае идет не просто о языке символов общения (это само собой разумеется, и тоже ко многому принуждает), а о едином языке логики понимания друг друга. И очевидно, что иного языка логики общения, кроме причинно-следственной целесообразности, здесь не подобрать, только он понятен всем субъектам без исключения и объединяет их в понимании и общественного, и вообще всемирного процесса развития. Язык этот универсален в силу своей природной изначальности, но он же является формой закрепления несвободы в принятии решений обществом. Ну а что же остается личности, с ее неповторимым взглядом в мире опричиненной целесообразности? “Личность есть прорыв, разрыв в этом мире, внесение новизны”,* заявляет Н. Бердяев, и его формула во многое вносит ясность, втом числе и в вопрос свободы выбора. Вспомним, как ее трактуют марксисты: свобода - это осознанная необходимость. По сути дела, это формула - 61 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz