Бороздин, В. М. Закат перед рассветом : проблема выбора в судьбе человека и человечества / В. М. Бороздин. – Мурманск : Мурманский Фонд культуры : Бюро информации Северных стран, 1998. – 99 с.
человеке, но бессмертна какуникальное явление во Вселенной. И чем ярче личность, тем сильнее сияние ее бессмертия, что мы и видим на примере гениев всех прошлых веков, чье влияние на мир, в котором мы живем, по сей день ощутимо, и неизвестно, исчезнет ли оно когда-нибудь вообще. Таким образом, многовариантность мира порождают, создавая новое, не только ныне живущие, она расширяется иуглубляется до бесконечности благодаря воздействию на мир ушедших физически, но продолжающих влиять на жизнь личностей, чья оригинальность, проявившаяся в биологически живом бытии, до сих пор не утратила своей новизны и актуальности. Не считаться с этим нельзя любой личности, ибо индивидуальность лишь тогда творчески плодотворна, когда выражает себя не изолированно (в себе), а ввоздействии на жизнь других, не ущемляя, а обогащая их индивидуальности. Отсюда принципиальный вывод: человек должен жить в гармонии не только с настоящим, но и с прошлым, лишь тогда ему обеспечена и гармония с будущим. Предложенная формулировка, конечно, не перечеркивает сказанное выше о том, что новое, творимое личностью, по своей природе отрицает старое, устоявшееся, заставляет его пере страиваться на ином качественном уровне. Отрицание неизбежно, но это отрицание временного, преходящего, внешнего, а сущностное, вечностное в своей основе неустранимо, на нем стоит осознанный нами мир. Дерзостные попытки отрицать это сущностное предпринимались и будут предприниматься всегда (в виде отрицания того, что мы называем классическим наследием), но они неизменно терпят поражение, которое, впрочем, иной раз не отличишь от победы, ибо приобретаемое по ходу столкновения с тем, что устояло через века, стоит самого этого натиска. Итак, бесконечная вариантность мира, все время увеличиваемая самим человеком впроцессе его творческой деятельности, потенциально богатая среда, источник для последующего творения нового. В этом богатстве заключена привлекательность общественного бытия для личности, несмотря на весь его консерватизм, продиктован ный вторичностью и преходящим характером общественных ценностей, на которых Держится устойчивость данного социума. В нем заключена объективная предпосылка возможности выбора, как поворотной точки развития от прошлого кбудущему. Сам же выбор - одновременно исход и начало всего творчества - рождения нового, а значит исход и начало преобразования и мира, и самой личности, ибо существуют они в едином процессе взаимовлияния. Отсюда ясно, какое большое значение имеет выбор в сущностном развитии личности, которой по преимуществу и посвящено наше исследование. - 57 -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz