Бороздин, В. М. Закат перед рассветом : проблема выбора в судьбе человека и человечества / В. М. Бороздин. – Мурманск : Мурманский Фонд культуры : Бюро информации Северных стран, 1998. – 99 с.

баланс этот складывается из двух составляющих: влияния общества на личность и влияния ее самой на своего носителя - человека. Причем, воздействие этих начал происходит одномоментно, когда человеку предстоит определить, как действовать. Любое решение - это актВЫБОРА, исходя из непосредственно предлагаемых жизнью или же конструируемых в сознании возможных вариантов действия. Выбор происходит внутри самой личности, хотя воздействие социальной среды и здесь ощутимо, но очень своеобразно. Решение принимает духовный человек, но при активном оппонировании человека социального, также неотъемлемого от личности, сущностью последнего является опыт общения с внешней средой впрошлом. В борьбе этих двух начал и определяется выбор действия. Таким образом, как бы до самого вторжения в реальность бытия личность проигрывает сценарий этого вторжения, руководствуясь своей индивидуальностью и опытом социального сотрудничества. И понятно, чем сильнее и глубже развита индивидуальность, тем активнее она заявляет о себе. Вместе с тем, духовное развитие определяет и степень познания личностью социальной среды и вообще степень внедренности личности в нее, что усиливает оппонирование индивидуальной позиции социальным началом личности, и чем глубже этот внутренний спор, тем качественнее будет конечное решение, а значит и меньше вероятность ошибки человека в своих действиях относительно своей индивидуальной сущности и закономерностей общественного развития. Мир творится в личности, во внешнем бытии он лишь проявляется, материализуясь - вот ккакому выводу приходишь, поняв механизм принятия решения о действии в процессе выбора. И все же здесь подстерегает опасность впасть в упрощение бытия личности. Прежде всего, возьмем в расчет то, что внешним бытием для нее является все, что находится за пределами ее носителя - человека. Это не только мир неживой иживой бессознательной природы, это и другие люди, такие же, каки данная личность, потенциальные творцы преобразования мира. Следовательно, у конкретной личности нет монополии на творчество, зато есть возможность обогащать свой индивидуально-неповторимый подход кмиру оригинальностью, ис­ ходящей от других личностей. Рождение нового было бы чрезвычайно затруднено, если вообще возможно, когда бы среда внешнего бытия личности была исключительно вторична по отношению к ее индивидуальности. Новое потому и обладает качеством уникального в развитии, что возможна бесконечная многовариантность мира, открывающая возможность появления неповторимого. Иначе говоря, возможность неповторимого - свидетельство бесконечности мира, а значит и его вечности. Личность, неповторимая в своей индивидуальности, смертна лишь в ее носителе - - 56 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz