Бороздин, В. М. Закат перед рассветом : проблема выбора в судьбе человека и человечества / В. М. Бороздин. – Мурманск : Мурманский Фонд культуры : Бюро информации Северных стран, 1998. – 99 с.
советов. Значит, есть тут что-то такое, что мешает человеку стать прилежным учеником многовековой мудрости. Проще всего, махнуть рукой и из факта плохой восприимчивости человеком этой мудрости, то есть неумения, а то и нежелания воспользоваться ею для себя, сделать вывод: личная жизнь и судьба дело сугубо индивидуальное, здесь никакой советчик не поможет. По этому поводу Артур Шопенгауэр заметил: “... всякий замкнут в своем сознании как и в своей коже, и только в нем живет непосредственно: вот почему ему нельзя оказать большой помощи извне”.* В принципе надо бы вроде согласиться с этой безнадежной формулой, но попробуем не то, что даже смириться с нею, а сделать ее своим союзником, для чего поставим вопрос прямо противоположным образом: может, не человек столь ущербен, что не способен поставить себе на службу мудрость и опыт веков, а сама она в чем-то ущербна? Звучит постановка вопроса дико: мудрость жизни на то и мудрость, что истинность ее проверена временем. Впрочем, отрицать ее ценность мы не намерены. Так зачем же тогда огород городить, скажет порядочно раздраженный этим умствованием читатель? Спешу успокоить его: дело не в ущербности человека, привыкшего вопреки всему слушать и слышать только самого себя, дело - в ГОТОВНОСТИ человека к восприятию человеческой мудрости и векового опыта рационального построения жизни. Ведь если и такой подход отринуть, теряет смысл временем же проверенное высказывание Бисмарка: “На своих ошиб ках учится только дурак, умный учится на чужих”.* Разобраться, здесь заключена великая мудрость, не противоречащая всем выше изложенным рассуждениям: умный- то способен воспринять чужие ошибки как свои собственные и сделать из них правильные для себя выводы, до того не прибегая кдействию. Напротив, дурак сначала действует, потом думает, за что жизнь ему и набивает шишки. Итак, в способности воспринять чужой опыт как свой, по сути это и означает, что он перестает быть чужим, заключена формула самоопределения человека в тех или иных обстоятельствах, а если смотреть шире - самоопределения во всем общественном развитии. Это как бы универсальный принцип бытия личности, независимо от ее индивидуальности. Отсюда вопрос практический: существуетли также универсальный способ, механизм побуждения любой личности к социальному самоопределению? Мы привыкли исходить из того, что мотивы поведения человека в основном диктуются внешними обстоятельствами, и чаще не побуждая, а принуждая его к действию; виной степени (что зависит уже от самой личности) кдействию побуждает сама развитость ее индивидуальности. А естьли какой-то фактор вжизни, сдвигающий баланс побуждения-принуждения личности? Уже из постановки вопроса видно, что - 55 -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz