Бороздин, В. М. Закат перед рассветом : проблема выбора в судьбе человека и человечества / В. М. Бороздин. – Мурманск : Мурманский Фонд культуры : Бюро информации Северных стран, 1998. – 99 с.

нечном счете, гибель ее не окупить никакими материальными благами, ибо они мертвы по своей сути, а личность жива, изменчива, а значит, не может не развиваться в направлении выполнения своего предназначения вмире. Человеку не дано подавить в себе совсем эту личность, даже материальными наслаждениями. Недаром Артур Шопенгауэр еще на заре нынешней глобальной капитализации богатства расставил все точки над i: “...собственно богатство, т.е. большой избыток, мало способствует нашему счастью, и потому многие богатые чувствуют себя несчастными: у них нет духовного развития, нет знаний и, следовательно, нет никаких объективных интересов, которые могли бы привлечь их к умственной работе”.* Духовное развитие, как и материальное, тоже нацелено на накопление богатства, но качественно иного. И сам принцип этого накопления совершенно противоположен материальному: обогащение индивидуальности происходит за счет ее настроя на самовыражение в общественном бытии, то есть САМООТДАЧИ своих духовных ценностей и достижений (нового) обществу. Этот великий парадокс, хочется верить, будет определять будущее человечества. И, наверное, не случайно поэзия, наиболее тонко и интуитивно чувствующая любые явления и перемены, образно зафиксировала его в стихах словами русского поэта Андрея Вознесенского: “Чем больше от сердца отрываешь, тем больше на сердце остается”.1 В народной мудрости принцип духовного обогащения запечатлен в поговорке: что отдал - твое. В великой сокровищнице мысли Библии, сказано еще более емко: возлюби ближнего своего как самого себя. Способность и потребность духовного развития человека в направлении самоотдачи другим - это путь преодоления личностью противоречий, порожденных обществом. Путь, позволяющий перейти от борьбы друг против друга к согласию, сотрудничеству, любви. Лишь в духовном общении исчезает антагонизм между людьми, стремящимися не ухватить побольше для себя, а отдать больше во имя себя же, но и других, так исчезают противоречия борьбы индивидов, заводящие общество втупик. Своеобразие духовного развития, свободы вдухе в том, что они невозможны без усилия, работы самосовершенствования личности, чего не избежать никому и не приобрести за счет другого. В этом основа уважения людьми друг друга, лишающая силы такие разрушительные качества, как зависть, злорадство, лицемерие... Ибо на пути индивидуального самосовершенствования и самореализации завидовать другим бессмысленно, ведь они действительно другие в своей индивидуальной неповтори­ мости, а завидовать самому себе просто невозможно... Иначе говоря, в духовном развитии исчезают формальные поводы для сравнения, как это есть в материальном бытии иобогащении людей, где идет сопоставление и соперничество их по количеству - 51 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz