Бороздин, В. М. Закат перед рассветом : проблема выбора в судьбе человека и человечества / В. М. Бороздин. – Мурманск : Мурманский Фонд культуры : Бюро информации Северных стран, 1998. – 99 с.

нашего члена общества порождают соответствующие его стремления кдальнейшему накопительству, ведь жизнь не стоит на месте, другие члены общества могут обогнать его вэтом занятии или того хуже, каким-либо достаточно законным, а то и незаконным путем добиться материального преуспевания за его счет, что немедленно отразится на его социальном положении и самочувствии. В результате принцип материаль­ ного обогащения как залог преуспевания человека в обществе стал главенствующим, закрепился в нормах общественной морали и права. А значит, большинство людей уверовало в его справедливость. И этот принцип до определенного момента развития достаточно эффективно работает, принося свои плоды, как ни удивительно, не только богатым, но и бедным. Борьба за материальное преуспевание носит не просто количественный, но, прежде всего, качественный характер. Совершенствование материального производства порождает именно качественный прирост богатства (обновление ассортимента производимых предметов и оказываемых услуг), вокруг этого качества и разворачивается борьба тех, кто готов кней. В результате способные приобретать больше других все время требуют чего-то материально более совершенного, обеспечивающего им социальный престиж и приоритет, а инерционное производство, не успевающее перестроиться на массовый выпуск нового продукта, выбрасывает на рынок устаревшие материальные блага, которые, естественно, уже не имеют прежней высокой цены, доступной только самым бо­ гатым. Но теперь они стали доступнее бедным, тем, кто живет своим трудом, а не присвоением плодов чужого, и они тоже заметно улучшают свое материальное положение. Такая раскладка ценностей в современном индустриальном мире позволяет хотя и не полностью, но достаточно надежно обеспечить всех материальными благами, а общество обретает баланс интересов его членов, являю­ щийся основой благополучия. Но не вечен мир под оливами. Перед средними по достатку слоями общества, теперь не отягощенными материальной нуждой, открываются возможности духовного совершенствования, рано или поздно это может привести их косознанию несправедливости существующего порядка распределения материальных благ, когда меньшинство по-прежнему присваивает себе большую часть произведенного общественного продукта, и что, может быть, важнее - имеет предпочтительный доступ к сокровищнице духовного богатства, которая теперь сильно привлекает средний слой, не только уже материально обеспеченный, но и достаточно образованный. В то же время материальное процветание богатого человека, открывавшее ему широкие возможности обогащения и своего духовного потенциала - индивидуальности, вслучае нереализации этих возможностей (положим, в силу сосредоточенности на ценностях социального престижа, далеких от духовности) ведет кдеградации личности. В ко- 50 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz